сайт «Минск-Новости»


«Евгений Чемодуров:
"Как художника меня спас театр"»

Пройдя через все испытания XX века с его революциями, войнами, массовыми репрессиями, народный художник БССР Евгений Чемодуров сохранил в себе Человека. Этому прежде всего учил детей и внуков.

Со старейшим мастером сценографии Евгением Чемодуровым я познакомилась в начале 90-х годов прошлого века. И с первой же встречи была покорена его обаянием, масштабом личности, широтой мышления.

Позже не раз думала: какое счастье, что волею судьбы этот художник оказался в нашей стране. В Беларуси он создал школу театрально-декорационного искусства, внес огромный вклад в развитие национальной культуры, укрепил ее авторитет в мире. Это был человек не только удивительного таланта, но и уникальной биографии. Евгений Чемодуров не мог пожаловаться на отсутствие признания: работал в десятках стран, удостоен звания заслуженного деятеля искусств России, Таджикистана, Литвы, лауреат Сталинской и Государственной премий СССР. Но больше всего гордился не званиями и наградами, а тем, что в жестоком XX веке сумел сохранить душу. «Я спасал душу свою в вере, в работе на оперных сценах, в книгах и ежегодных дальних странствиях в гармоничный и прекрасный мир природы», — признается Евгений Чемодуров в своей книге «Мой двадцатый век. Из записок оперного художника».

Истоки

В советское время художник не распространялся о своих предках, да и далеко не всё о них знал. Но многое в его поведении определялось, несомненно, генетикой, наследственностью.

Его дед по отцу Андрей Чемодуров происходил из самарских степных старообрядцев. Отец художника Григорий Андреевич числился мещанином; но всю жизнь проработал на железных дорогах Сибири и Средней Азии. В оригинале читал французские и немецкие книги, хорошо знал историю и философию.

1