«Крестный отец Кремля»

С формальной точки зрения "ЛогоВАЗ" продолжал оставаться совместным российско-швейцарским предприятием с долями 50 на 50, компания имела право на различные налоговые льготы и на то, чтобы часть прибылей держать за рубежом, фактически же, за исключением небольшой доли, компания принадлежала Березовскому и его российским компаньонам.

Осенью 1996 года я спросил Березовского: кому же принадлежит "ЛогоВАЗ"? "Главные акционеры - частные лица, - ответил он. - Число акционеров исчисляется пальцами на одной руке. Это люди, которые создавали эту компанию. Двое из них не имеют никакого бизнеса, кроме "ЛогоВАЗа", и они - основные мои партнеры". Он добавил, что, по сути, "ЛогоВАЗом" владеют те же люди, которые занимают в этой компании ведущие управленческие посты.

Если учесть роль "ЛогоВАЗа" в последующем разграблении "АвтоВАЗа", весьма удивителен следующий факт: основными акционерами "ЛогоВАЗа" являлись руководители "АвтоВАЗа" - президент Владимир Каданников, финансовый директор Николай Глушков, коммерческий директор Александр Зибарев и помощник Каданникова по финансовым вопросам Самат Жабоев.

"Безусловно, кто-то представлял обе стороны, и "ЛогоВАЗ", и "АвтоВАЗ", - признавал позже Ив Кенде, директор "Andre". Другими словами, "АвтоВАЗ" продавал свои машины на особых условиях независимой торговой фирме "ЛогоВАЗ" и одновременно поручал "ЛогоВАЗу" вести свои финансовые дела - в итоге руководители "АвтоВАЗа", являясь акционерами "ЛогоВАЗа", имели возможность обогащаться лично.

Для Березовского перерегистрация "ЛогоВАЗа" была заметным достижением. Советский Союз еще не рухнул, однако некий российский бизнесмен, безо всякой оглядки на КГБ или другую внешнеторговую структуру советского истэблишмента, организовал сложную международную финансовую структуру - в нее входили солидные иностранные фирмы и компании-прикрытия; она пользовалась налоговыми льготами. Совместное предприятие с "Andre & Cie." утвердило Березовского в роли одного из пионеров российской

73

страницы книги