«Крестный отец Кремля»

"Рекламы-холддинга" на правах одного из акционеров-учредителей (Лисовский, генеральный директор холдинга, владел 49 процентами акций).

Задача холдинга заключалась в том, чтобы вытеснить с рекламного рынка независимые продюсерские компании (раньше первый канал разрешал продюсерским компаниям ставить свои программы в сетку бесплатно и претендовать на приличную часть выручки от рекламы). Предполагалось, что канал будет программы покупать, но получать деньги за рекламу, а эфирное время рекламодателям (за комиссионные) будет продавать "Реклама-холдинг". В эту схему изначально закладывались многочисленные конфликты интересов и возможности прикарманивать деньги. "ЛогоВАЗу" Березовскому, например, принадлежала и рекламная компания, которая покупала эфирное время у "Рекламы-холдинга", и акции самого холдинга. Положение Лисовского было еще более двойственным. Он контролировал "Рекламу-холдинг", покупал у него эфирное время и был крупнейшим поставщиком программ для канала. Такое противоречие давало возможность переводить выручку со счетов телекомпании на счета посреднических фирм.

Однако Березовского не устраивал только кусочек рекламного бизнеса на первом канале. Он хотел контролировать весь канал. "Я не предполагал, что можно быстро (на ОРТ) зарабатывать, - сказал он мне в 1996 году. - Я считал ОРТ важным инструментом политического влияния. Все последующие события особенно президентские выборы - продемонстрировали правильность моего подхода".

В конце лета 1994 года, практически "пропустив" ваучерную приватизацию, Березовский через генерала Коржакова и других приближенных взялся лоббировать президента Ельцина по поводу приватизации первого канала. Он говорил, что до президентских выборов 1996 года осталось меньше двух лет и первый канал может стать основным оружием в президентской кампании. Он обещал, что первый будет "президентским каналом".

"План Березовского, который он неоднократно излагал, - позднее вспоминал Коржаков, - заключался в том, чтобы оставить государству контрольный пакет акций канала, а остальные 49 процентов отдать лояльным к президенту инвесторам. Он уверял, что только

151

страницы книги