Павел Хлебников «Крестный отец Кремля - Борис Березовский»

Он начал подбираться к "Аэрофлоту" в начале 1995 года, предложив Тихонову поместить все российские счета "Аэрофлота" в "АвтоВАЗ-банк", где в собственности Березовского находилась значительная доля акций. Тихонов неохотно согласился. Но Березовский хотел получить полный контроль над финансами "Аэрофлота". Российская авиакомпания была частично приватизирована - 51 процент акций остались в собственности государства, а 49 процентов достались руководству и работникам; но Березовскому не были нужны акции - ему требовался контроль над руководством компании.

Осенью 1995 года он обратился к нескольким высшим государственным чиновникам, включая первого заместителя премьер-министра Олега Сосковца и министра транспорта Виталия Ефимова, с просьбой поменять руководство авиакомпании.

К концу октября Тихонов был смещен со своего поста. Новым генеральным директором "Аэрофлота" стал Евгений Шапошников, маршал ВВС СССР и бывший министр обороны. Шапошников сыграл ключевую роль в спасении Ельцина во время путча 1991 года: будучи главкомом Военно-воздушных сил, он отказался бомбить Белый дом, где собрались сторонники Ельцина, и приказал подразделениям Воздушно-десантных войск ВВС не вмешиваться в политические конфликты.

В отличие от Владимира Тихонова (уважаемого ветерана отрасли), Шапошников не разбирался в вопросах управления. Вскоре все серьезные посты в "Аэрофлоте" были заняты служащими "ЛогоВАЗа". Николай Глушков, один из учредителей "ЛогоВАЗа", стал первым заместителем генерального директора (фактически главой авиакомпании); другие сотрудники "ЛогоВАЗа" заняли ключевые посты в финансовом и коммерческом отделах, отделе продаж. Эти люди, как и Шапошников, ничего не понимали в работе авиакомпании, но они, по выражению Березовского, "умели считать деньги и получать прибыль".

173

Павел Хлебников «Крестный отец Кремля - Борис Березовский»