«Крестный отец Кремля»

"Andava"

Прибрав к рукам руководство "Аэрофлота", Березовский приступил к приватизации его прибылей. Для этого он использовал швейцарскую финансовую компанию "Andava", выполнявшую функции казначейского центра "Аэрофлота" за рубежом. Впервые я узнал о компании "Andava" зимой 1996/97 года, когда проверял слухи о массовых хищениях в "Аэрофлоте". Раньше авиакомпания имела сотни счетов в иностранных банках, через которые многочисленные представительства "Аэрофлота" вели финансовую деятельность компании за рубежом. В задачу "Andava" входила централизация этих операций в одном финансовом центре за пределами России.

Создание казначейского центра за рубежом казалось разумной идеей. Эффективно управляемый казначейский центр мог увеличить прибыль российской авиакомпании на миллионы долларов. Поэтому странно, что в годовых отчетах "Аэрофлота" тех лет "Andava" не упоминается. Среди "основных событий", упомянутых в русском варианте годового отчета за 1997 год, значатся новые чартерные рейсы в Торонто и новое представительство в Хабаровске, но ничего не говорится о рационализации финансовых операций компании, о казначейском центре за рубежом или об "Andava".

Оказывается, были причины, по которым связь с "Andava" держалась в секрете. Несмотря на то, что "Andava" управлял менеджер из Европы с солидным опытом - Уильям Ферреро, бывший глава "Volvo Group Finance Europe", - ее структура была необычной. В отличие от других казначейских центров, обслуживавших международные корпорации, казначейский центр "Аэрофлота" "Andava" не принадлежал авиакомпании; он был собственностью Бориса Березовского и его партнера по "ЛогоВАЗу" Николая Глушкова.

Мне довелось посетить штаб-квартиру "Andava" в Лозанне. Она располагалась в маленьком сером здании недалеко от центра города, вход - с тыльной стороны дома. Я нажал кнопку звонка. Никто не отозвался - был обеденный перерыв. Я вернулся через

177

страницы книги