«Крестный отец Кремля»

Событие, которое могло бы срубить на корню растущую империю Березовского, в конечном счете не имело для него крупных последствий - к тому времени, когда его отношения с "АвтоВАЗом" прекратились, магнат уже нашел другую дойную корову, куда более перспективную: "Аэрофлот". Посредников, которые занимались автовазовскими финансовыми и коммерческими операциями, Березовский переключил на обслуживание авиакомпании. Туда весьма кстати переметнулся и Николай Глушков. До этого времени он был финансовым директором "АвтоВАЗа" и отвечал за отношения с "ЛогоВАЗом" (учредителем которого являлся). Осенью 1995 года Глушков ушел с "АвтоВАЗа" и стал первым заместителем генерального директора "Аэрофлота". Он опять мог содействовать Березовскому. Для Глушкова конфликт интересов на "АвтоВАЗе" уступил место конфликту интересов в "Аэрофлоте".

В мае 1996 года маршал Шапошников, неопытный генеральный директор "Аэрофлота", разослал письмо в 152 представительства компании за рубежом с приказом переводить до 80 процентов их валютной выручки в "Andava" в Лозанне. (Много времени спустя маршал Шапошников сказал одной российской газете, что подписать такое письмо ему велел Глушков.)

"Когда зарубежные представительства "Аэрофлота" спрашивали, почему заработанные деньги оставались не в компании, а шли на частные счета, им говорили, что деньги идут на избирательную кампанию Ельцина, - утверждает Коржаков. - На самом деле Березовский оставлял деньги себе".

Осенью 1998 года я спросил генерального директора "Аэрофлота" Валерия Окулова, почему авиакомпания работает с "Аndava". Окулов ответил: "Andava" помогает нам получать кредиты на Западе".

Но единственными крупными кредитами "Аэрофлоту" были либо гарантии американского "Эксимбанка" (для покупки "Боингов"), либо кредиты, полученные усилиями компании "Andre & Cie.". В этих операциях "Andava" участия не принимала.

181

страницы книги