«Крестный отец Кремля»

Самой старой из них была финансовая компания "Forus Services", зарегистрированная в Лозанне (именно в эту компанию приезжал американский предприниматель Пейдж Томпсон за аккредитивом). Мне довелось побывать в штаб-квартире "Forus" в современном деловом комплексе рядом с лозаннским аэропортом. Фирма состояла из нескольких комнат. Здесь было так же тихо, как и в конторе "Andava" на другом конце города. Дверь открыла секретарь. Она оказалась единственным наличным сотрудником, никаких признаков деятельности я не заметил. Я сказал, что хочу повидать генерального директора Рене Кюпперса. "Извините, господин Кюпперс сегодня в России", ответила секретарь.

"Forus" являлась финансовым консультантом и посредником между "Аэрофлотом" и иностранными финансовыми рынками. Вместе с "Andre & Cie." "Forus" договорилась о четырех синдицированных кредитах, предоставленных западными банками "Аэрофлоту" в период с мая 1997 по конец 1998 года. Это были краткосрочные кредиты (на 6 месяцев), от 40 до 59 миллионов долларов. "Forus" получала за эти операции комиссионные, хотя ее роль оставалась неясной, поскольку основную работу выполняла компания "Andre & Cie.".

"Forus" также занималась самой сомнительной стороной операций с деньгами "Аэрофлота": она проводила транзитные платежи, которые позволяли западным авиалайнерам работать на российском рынке или пролетать над территорией России. Это была значительная сумма в валюте: 284 миллиона долларов только в 1997 году. Несмотря на то что эти платежи составляли пятую часть выручки авиакомпании, в годовом отчете они фигурировали только в одном предложении.

Что "Аэрофлот" делал с этими деньгами? В Генеральной прокуратуре России мне сказали, что между 1996 и 1998 годом "Forus" получила для "Аэрофлота" 380 миллионов долларов в виде транзитных платежей. Половина этой суммы пошла на оплату синдицированных кредитов, о которых договаривалась "Andre & Cie.". Генеральной прокуратуре не удалось выяснить, что случилось с остальными деньгами;

187

страницы книги