«Крестный отец Кремля»

купила 100 процентов акций "Grangeland"; к тому же с 1994 года "Grangeland" распоряжалась деньгами "АВВА", а затем и "Трансаэро", "АвтоВАЗа" и "Аэрофлота".

Вся операция "Grangeland"-"ФОК"-"Аэрофлот" была цепочкой краткосрочных кредитов. Оплата компанией "Grangeland" счета "Аэрофлота" считалась кредитом для компании "ФОК", который по цепочке рассматривался как кредит, выданный компанией "ФОК" "Аэрофлоту". "Аэрофлот" платил огромные проценты "ФОК" и "Grangeland". Ставка "Grangeland" составляла 30 процентов годовых в валюте. За оплату счетов "Аэрофлота" "ФОК" взимал 65 процентов годовых в рублях - поскольку рубль упал на 10 процентов по отношению к доллару за время операции "ФОК-"Аэрофлот", это составляло 50 процентов годовых в долларовом эквиваленте. Контракт между "ФОК" и "Аэрофлотом", размером всего в страничку, был весьма туманным; в нем говорилось, что "Аэрофлот" производит окончательные выплаты "ФОК" "с учетом стоимости рефинансирования для "ФОК", составляющих 30 процентов годовых в валюте". Другими словами, сохранялась возможность того, что 50 процентная ставка в долларах, выплачиваемая "ФОК", суммируется с 30 процентной ставкой, выплачиваемой "Grangeland", - в итоге "Аэрофлот" был вынужден платить 95 процентов по своим долгам.

Выполнение рядом финансовых компаний ("Andava", "АФК", "ФОК" и "Grangeland") фактически одной и той же задачи для одной и той же группы компаний (в основном для "Аэрофлота" и "АвтоВАЗа") привело к накоплению значительных прибылей от процентных ставок за рубежом. То, что у этих посредников часто были одни и те же менеджеры, банки, счета и владельцы, упрощало задачу.

"ФОК" надувал не только "Аэрофлот"; от этой финансовой компании, зарегистрированной в Москве, не могли добиться ни копейки и российские налоговые

190

страницы книги