«Москва бандитская 3»

Специфика жизни столичной подземки накладывает отпечаток и на так называемую «окраску» преступлений. Есть типичные для метро правонарушения, а есть такие, которые встречаются только здесь, и нигде больше. Например - кражи у подвыпивших пассажиров машинистами поздних поездов, совершающиеся по абсолютно уникальной схеме.

На конечной станции звучит объявление: «Поезд дальше не идет. Просьба освободить вагоны». Пассажиры, точнее, те из них, кто в силах встать, выходят на платформу. В головной вагон садится маневровый машинист, а приведший состав переходит в последний. После этого поезд движется в тупик или, как говорят работники метро, «идет под оборот».

Состав минует «рампу» (вход в тоннель, куда имеют допуск только служащие метрополитена) и останавливается на пять-семь минут, чтобы затем вновь отправиться на маршрут. Оба машиниста уже поделили вагоны поровну и, вооружившись трехгранными ключами, отправляются на промысел. Как правило, в вагонах остаются те, кто спит богатырским сном и не понимает, где находится. Проверить содержимое карманов таких пассажиров труда не составляет. После этого машинисты выходят на рабочие мостки, которые тянутся вдоль всего тоннеля. Тут и начинается самое интересное.

Украденное вывозить обратно опасно. Сотрудники милиции, дежурящие на платформе, могут подпортить именины сердца. Поэтому воры-машинисты научились прятать добычу. Они вешают собранное на крючки, заранее прикрепленные к силовым кабелям. А уж потом, в конце смены, собирают ценности и спокойно разъезжаются по домам.

Разумеется, таким промыслом занимаются единицы. Но то, что воровство в поездах, «идущих под оборот», неистребимо, факт достоверный. Некоторые машинисты даже просят поставить их «на маневры». Выгодно… У проработавшего долгие годы в метро сыщиком Александра Штыкова была информация, что один из машинистов нашел в кармане заснувшего пассажира 15 тысяч долларов. «У меня сегодня удачный день», - признался он менее везучему компаньону.

91