«Корни сталинского большевизма»

безразлично, но и распространяют взгляд о желательности упразднения церкви…».1

Сами же рабочие считали необходимым добиваться различных прав и преимуществ, пользуясь, в частности, такими мерами, как отказ от уплаты казенных сборов и податей, неподчинение назначенным правительственным чиновникам и т.д.2 В отчетах из Владимирской епархии говорилось:

«фабрика - это зло, действующее развращающим образом на религиозно-нравственную жизнь православного населения».

А один из благочинных восклицал: «мы счастливы, что у нас нет фабрик, и потому религиозно-нравственное состояние нашей паствы не внушает серьезных опасений».3 Духовная администрация Тверской губернии отмечала упадок веры и благочестия у того контингента, который большую часть года проживал в Петербурге, Москве и других городах на отхожих промыслах. Эти рабочие люди, зараженные неверием и безбожием, полностью находятся во власти безнравственности.4 В Ярославской губернии выражали надежду на то, что всплеск нравственных недугов, наблюдаемых в фабрично-заводских районах, нейтрализуется усилением пастырского рвения со стороны духовенства.5 В Рязанской епархии фиксировали непочтительность к церкви и духовенству, идущую из фабричных поселков.6 В отчетах в Синод предлагалось даже выделять священникам для жительства

1 Отчет о состоянии Нижегородской епархии за 1907 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2222. Л. 24.

2 Там же.

3 Отчет о состоянии Владимирской епархии за 1911 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2442. Л. 43об - 44.

4 Отчет о состоянии Тверской епархии за 1909 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2360. Л. 11.

5 Отчет о состоянии Ярославской епархии за 1895 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1603. Л. 46.

6 Отчет о состоянии Рязанской епархии за 1914 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2663. Л. 38.

74