«Питер - Москва. Схватка за Россию»

во многих крупных проектах, стремясь завладеть крупными промышленными активами. Здесь и борьба за Коломенско-Сормовские и Выксунские заводы, и участие в консорциуме по проведению Московско-Донецкой железнодорожной магистрали, и проч. По логике вещей, в новых государственных условиях эта московская группа могла бы наконец серьезно усилить свои позиции. Однако, как отмечают исследователи, «после февральской революции активность Рябушинских и их Московского банка заметно ослабла. Они не прилагали заметных усилий к тому, чтобы реализовывать свои начинания… Мы не имеем никаких сведений о попытках приобретения Рябушинскими в этот период контрольных пакетов акций коммерческих банков и промышленных предприятий»1. (В советское время их пассивность объяснялась вполне традиционно — предчувствием пролетарской революции. Правда, непонятно, почему у других капиталистов продолжалась акционерная горячка — едва ли только потому, что они не были столь проницательны.) Причем Рябушинские не только не затевали никаких новых дел, но и фактически забросили уже начатые проекты. Это относится даже к широко разрекламированному строительству автомобильного завода в Москве. В конце 1916 года фирма получила из казны 10 млн руб. аванса с обязательством поставки первых 150 автомобилей1; Рябушинские очень гордились ролью устроителей новой отрасли отечественного машиностроения, но забросили и это дело. В результате Особое совещание по обороне в середине июля 1917 года рассматривало вопрос о дополнительных авансах на строительство автомобильного завода. Причем запланированный на предыдущий год объем

1 См.: Лаверычев В.Я. Монополистический капитал в текстильной промышленности России (1900-1917 годы). М., 1963. С. 325.

Обстоятельный Лаверычев нашел лишь один эпизод с участием Московского банка в коммерческом проекте за этот период. В середине сентября 1917 года (когда П.П. Рябушинский после насыщенных летних месяцев уже находился на лечении в Крыму) банк совместно с Московским купеческим банком открыл кредит Московско-Казанской железной дороге (Там же. С. 326).

2 См.: Автомобильный завод Рябушинских // Коммерческий телеграф. 1916. 14 октября.

395

страницы книги



Александр Пыжиков о своей книге



Питер - Москва. Противостояние Питер - Москва. Схватка за Россию Питер - Москва. Банкирская война

книги Александра Пыжикова

Александр Пыжиков, Александр Данилов «Рождение сверхдержавы» Александр Пыжиков «Грани русского раскола» Александр Пыжиков «Питер - Москва. Схватка за Россию» Александр Пыжиков «Славянский разлом» Александр Пыжиков «Корни сталинского большевизма»