«Славянский разлом»

Полномасштабное же использование родословных наработок стартует только в 1547 году, когда молодой Иван IV решает венчаться на царство. Для обоснования этой цели «Сказание…» обретает официальный статус: в качестве вводной части включается в чин вступления. Начинается активная апробация идеи в дипломатической практике. Однако это наталкивается на резкое неприятие Польши и Литвы, которые ни под каким предлогом не соглашались именовать московского великого князя царём. В Европе к появлению «Сказания…» также отнеслись более чем прохладно. Лишь Османская империя безоговорочно поддержала Москву, что, согласимся, весьма показательно.

Тогда было решено усилить позицию утверждением царского титула константинопольским патриархом. О непростом характере переговоров на сей счёт говорит их продолжительность с 1557 по 1561 год: очевидно, там были изумлены неожиданными родословными новациями. Возникало немало вопросов. Например, по поводу царских регалий, присланных из Византии Владимиру Мономаху: почему после него никто из князей не венчался на царство? Объяснение звучало следующим образом: по его смерти началась полоса раздробленности, поэтому регалии передавали вплоть до объединения страны. Иван Грозный же собрал земли, отсюда и венчание на царство, регалии снова выполнили своё предназначение.

Конечно, прожжённых восточных архиереев нельзя было пронять подобным. Но не пойти навстречу они не решились, учитывая признание московской инициативы хозяевами поверженного Константинополя, то есть турками. Грамота об утверждении царского титула практически дословно повторяла текст прошения московских послов, который те предусмотрительно заготовили и привезли с собой. Здесь следует ещё раз подчеркнуть нежелание Ивана IV тесно вовлекать греков во внутренние дела. Получив от них искомый акт о признании царём, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту.

56