«Славянский разлом»

Весомую роль в продвижении всего этого сыграли греки, кровно заинтересованные в реализации своего давнего проекта «всея Руси». Они работают на два фронта: на московском и украинском. С 1648 года, с момента казацкого восстания в Малороссии, греки активно обрабатывают украинскую верхушку. Коринфский митрополит Иосаф приезжает и неотлучно находится при Хмельницком, дарит ему «освящённый» меч для борьбы за православие. По территории Украины разъезжает и ещё один греческий архиерей — митрополит Назаретский Гавриил, он координирует целую толпу афонских монахов, усиленно разносивших по украинским просторам весть о Киевской Руси, когда все православные были едины под духовным окормлением Константинополя.

Примечательно, что в Москве вспышка интереса к Киевской Руси носила антитатарскую направленность, коей были заряжены осевшие здесь украинско-литовские кадры. С начала 1650-х годов мусульманам, находившимся на государевой службе, рекомендовалось переходить в христианскую веру или покидать занимаемые должности. Тем самым порывалось с традиционной политикой XV-XVI веков. В ту пору московские великие князья дорожили положением и связями в мусульманском мире. К примеру, когда при Иване Грозном Касимовский царь Саит-Булат крестился, то он был лишён Касимова. Теперь же существование там мусульманского правителя, наоборот, стало неприемлемым: его оставляли только в случае принятия крещения. Христианами становятся многие видные представители верхов, ранее придерживавшиеся ислама, например Юсуповы. Эти процессы завершилась в начале 1680-х годов, когда последние татарские князья, находившиеся на службе, после принятия крещения были пожалованы в стольники. Тогда же упомянутое Касимовское ханство под Рязанью ликвидировали за ненадобностью.

137