«Досье на звёзд: кумиры всех поколений»

В 1975 году Бурляев окончил режиссерское отделение ВГИКа и через два года дебютировал своей первой самостоятельной работой - «Ванька-Каин» по «Пошехонской старине» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Дебют оказался удачным - на Международном кинофестивале в ФРГ (1977) фильм был удостоен главного приза.

В 80-е годы Бурляев-актер снялся еще в добром десятке картин, однако лишь некоторые из них можно отнести к несомненным удачам. Это роли в фильмах: «Маленькие трагедии» (1980) и «Военно-полевой роман» (1984).

В 1987 году Бурляев вновь выступил как режиссер - снял фильм «Лермонтов», в котором выступил сразу в трех ипостасях: режиссера, сценариста и исполнителя главной роли. Однако критика приняла этот фильм в штыки. Бурляева обвинили во множестве грехов, в том числе в русофобии, исторической безграмотности, подтасовке фактов и даже семейственности (в фильме, помимо Бурляева, снимались многие его родственники: юного Лермонтова играл сын Ваня Бурляев, мать поэта - жена Наталья Бондарчук, бабушку поэта - теща Инна Макарова).

В газете «Неделя» критик С. Рассадин так писал о новой работе режиссера Бурляева: «Истоки, из которых возник бурляевский образ Лермонтова, для меня тайна, но одно я знаю твердо: чтобы этот образ обнародовать, нужно иметь на то право. Право, которое на сей раз, вопреки изречению, не берут, тем более нахрапом, - то, которое дается трудом, талантом, знаниями, выстраданностью, наконец. А неудача фильма «Лермонтов» не из тех, что мы именуем творческими; вот настоящая беда…»

Между тем справедливости ради стоит отметить, что в отличие от большинства своих коллег по актерскому и режиссерскому цеху, которые с наступлением новых времен бросились оттачивать свое мастерство, снимаясь и снимая так называемую «чернуху», Бурляев этого счастливым образом избежал. И хотя актерских работ за последнее десятилетие на его счету появилось немного, но ни за одну из этих ролей ему не может быть стыдно. Речь идет о фильмах: «Мастер и Маргарита» (1993; к сожалению, фильм до сих пор не вышел в прокат), «Такая чудная игра» (1996). За работу в последнем фильме Бурляев выдвигался на получение «Ники» за роль второго плана.

734