Журнальный зал журнал "Дружба Народов" 1997, №4

Разучимся ли мы читать старомодные романы?

(автор Лев Аннинский)

продолжение

Наша критика, занятая проблемами концептуализма, постконцептуализма и масскульта, несколько отошла от споров о "Детях Арбата", меж тем на Западе Анатолия Рыбакова продолжают обсуждать.

Недавно в Бостоне, США, вышел заключительный роман трилогии - "Прах и пепел" - переведенный на английский Антониной Байс (по отзывам экспертов, перевод хороший, хотя и небезупречный).

Американские критики откликнулись. Передо мной несколько рецензий. Процитирую наиболее интересное, выделив три темы.

Тема первая: главные герои романа.

"Интеллигентный, глубокомысленный, стойкий, медленно освобождающийся от иллюзий, внушенных ему системой, в которую он страстно верил, Саша - глубоко трогательный характер, идеальное стеклышко, сквозь которое мы наблюдаем, как рассыпаются революционные идеалы. Но главный рыбаковский характер - Сатана…"

Стоп… о Сатане, перекрестясь, чуть позже. А пока - о Саше Панкратове (как судит о нем Джудит Данфорд в газете "Чикаго трибюн"). Вопрос просматривается достаточно головоломный: как это глубоко честный и стойкий человек верит в такую чушь, как революционные идеалы?

Тут может быть два логичных ответа. Или идеалы действительно чушь, и чем быстрее освобождается от них чистая и честная душа, тем лучше; или наш герой, попавшийся на такую удочку, как "революционные идеалы", не так глубокомыслен и интеллигентен, как нам только что сказали. Есть и еще одно объяснение, мистическое: Сатана… Но все-таки подождем о нем.

1

Система Orphus
продолжение