газета Литературная Россия №12 23 марта 2007

Когда общественное звучание важнее текста

(автор Вячеслав Огрызко)

к началу продолжение

После «детской» повести Рыбаков попробовал себя во «взрослой» литературе. Он написал роман «Водители». Производственная тема оказалась очень даже ко двору. В 1951 году писателю дали за эту книгу Сталинскую премию второй степени. Правда, в литературных кругах тут же пустили слух, будто Сталин, когда утверждал список новых лауреатов, добавил: мол, Рыбаков - неискренний человек и неразоружившийся троцкист.

Сейчас трудно установить, насколько тот слух имел реальную основу. Однако писатель на всякий случай решил не рисковать и на какое-то время Москву добровольно оставил, посчитав за благо затеряться на два-три года на волжских просторах. И, похоже, что в творческом плане этот побег ему даже пошёл на пользу: он собрал материалы для новой книги. Первоначально Рыбаков свой второй роман хотел назвать «Одинокая женщина». Однако Константин Симонов, в 1954 году вторично пришедший к власти в журнале «Новый мир», когда прочитал рукопись, настоял на другом заглавии: «Екатерина Воронина». Первая публикация этого романа состоялась в 1955 году. А уже ровно через два года книга была экранизирована.

Справедливости ради замечу: публика и «Водителей», и «Екатерину Воронину» очень быстро позабыла. Зато судьба более благосклонной оказалась к приключенческим повестям писателя «Бронзовая птица» (1956), «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1974). Они часто переиздавались. Но главное - на них выросло несколько поколений советских ребят.

2

Система Orphus
к началу продолжение