«Кортик»

- Есть такая марка оружия, очень знаменитая, - сказал Алексей Иваныч.

- Изображением волка или собаки, - продолжал смелее Миша, - отмечал свои клинки толедский мастер Юлиан дель Рей, Испания.

- Крещеный мавр, - вставил Генка.

- Он жил в конце пятнадцатого века, - продолжал Миша. - Теперь скорпион. Это - клеймо итальянских мастеров из города Милана. Наконец лилия. Клеймо флорентийского мастера…

- Параджини, - подсказал Генка.

- Да, Параджини. Он тоже жил в начале шестнадцатого века. Вот что обозначают эти клейма. Они обозначают мастеров.

- Кто же из них сделал кортик? - спросил Алексей Иваныч.

- Никто, - решительно ответил Миша.

- Почему?

- Потому что во всех книгах, которые мы прочли, написано, что кортики появились только в начале семнадцатого века, а все эти клейма относятся к шестнадцатому веку.

- Логично, - сказал Алексей Иваныч. - Но зачем же, в таком случае, клейма?

Миша пожал плечами:

- Этого мы не знаем.

- Ребята правы, - сказал вдруг военный, взял у Миши клинок и поднес его к свету. По всей длине клинка тянулись едва заметные волнообразные рисунки в виде переплетенных роз. - Это дамасская сталь. Она изготовлялась только на Востоке. Значит, клейма европейских мастеров не имеют к клинку никакого отношения. По-видимому, мастер, изготовивший этот кинжал, хотел показать, что его клинок лучше самых знаменитых. С этой целью он и поставил эти три клейма.

Миша несколько смутился тем, что военный сразу определил то, над чем мальчики трудились столько времени, но решительно продолжал:

189