«Каникулы Кроша»

- Не шурши! - предупредил я его.

- "Попроворней одевайтесь, смотрит солнышко в окно", - продолжала Нора - "В лесу раздавался топор дровосека…"

- Дружба не терпит подобных шуток, - сказал Веэн, - а без дружбы нет человека. Одиночку сокрушают, в коллективе человек нивелируется. Тройки, четверки, пятерки - вот кто покоряет мир.

- Три мушкетера… - сказал я.

- Ремарк! - сказал Веэн. - Но герои Дюма покоряли мир, герои Ремарка обороняются от него.

- "Три танкиста, три веселых друга", - громко пропел Игорь.

- "Чувства добрые…" - снова заговорил Веэн. - Самое доброе чувство - дружба. Есть только одна убежденность - в своем товарище, только одна вера - в прекрасные творения человека. Все проходит - идеи, взгляды, убеждения, а эта фигурка будет жить вечно. Ее держали в руках цари и полководцы, писатели и философы. Если бы время не стирало отпечатков пальцев, можно было бы но ней создать дактилоскопический альбом многих великих людей. Научись мы создавать скульптурные портреты людей по отпечаткам пальцев, они были бы точнее, чем создаваемые по черепу.

Черт возьми, может быть, эту фигурку держали в руках Наполеон или Бальзак, какой-нибудь микадо или братья Гонкур! Замечательная идея! Странно, что Веэн так буднично ее высказал, Нора и Игорь спокойно сидели на диване, Костя молча перелистывал журнал.

- Может быть, отпечатки пальцев все же остаются, - сказал я, - совсем крошечные, незаметные, но с помощью сверхмощного электронного микроскопа их со временем удастся обнаружить.

- Возможно, - согласился Веэн. - Но и без того старинная вещь рассказывает о многом. Собирать произведения искусства поучительно. Каждая фигурка - эпопея, ее розыски - тоже эпопея. Собирание - это гигантский труд и медные деньги. Впрочем, - Веэн как-то особенно посмотрел на меня, - мы живем в век новой алхимии, и медь иногда превращается в золото.

Я не совсем понял, что он хотел этим сказать.

«Каникулы Кроша»