БИОГРАФИЯ
Серджо родился 3 января 1929 года в Риме, в семье режиссёра — пионера итальянского кино Винченцо Леоне, работавшего под псевдонимом Роберто Роберти. Мать Биче Валериан была знаменитой актрисой немого кино. Семейная легенда гласила, что ради отца мать бросила наследного принца.
До прихода к власти фашистов Роберти был одним из самых уважаемых режиссёров итальянского кино, но в 1930-е годы он остался не у дел. В 1925 году Муссолини, ещё не будучи главой государства, предложил Роберти экранизировать его роман. Тот отказался, и Муссолини этого не забыл. Когда в 1930 году начался экономический кризис, Роберти предложил создавать кинокооперативы. Его обвинили в коммунистической пропаганде и запретили работать.
Серджо рос в бедности. Чтобы не умереть с голода, отец с матерью постепенно распродавали дорогие вещи, купленные раньше. Но, несмотря на бедность, отец смог устроить сына в католическую школу, где отсутствовала фашистская пропаганда, — помогли старые связи.
Серджо плохо учился в школе, а после войны всё свободное время проводил в кинозалах, где крутили американские фильмы нон-стоп. Отец был недоволен — он считал, что сын должен стать юристом, потому что кино не даёт надежного заработка. Но Серджо мечтал пойти по стопам отца.
К началу 1950-х годов он закончил два курса юридической академии и бросил её.
Ещё во время учёбы в лицее он начал подрабатывать во время каникул на киностудии — снимался в массовках, работал "на подхвате". Затем снялся в маленькой роли в легендарном фильме Витторио Де Сики «Похитители велосипедов».
В 1946 году в фильме «Риголетто» начал карьеру помошника режиссёра.
Дебют Леоне - режиссёра состоялся только в I960 году, да и то почти случайно. Один итальянский продюсер, специализировавшийся на исторических боевиках, заказал на студии фильм о Колоссе Родосском, будучи в полной уверенности, что это древнеримский герой-супермен. За неделю до начала съёмок продюсер соблаговолил прочитать сценарий, из которого выяснил, что Колосс Родосский — статуя. Продюсер пришел в ужас и хотел было закрыть постановку, но приглашенный ассистентом Леоне предложил ему аттракцион-приманку для зрителей — показать статую, которая ходит по городу и давит врагов.
«Колосс Родосский» имел большой успех в Италии, и Леоне стали предлагать новые псевдоисторические проекты. Но ему это было неинтересно. Он хотел снимать кино в американском стиле.
В 1960 году Леоне женился на Карле, талантливой и красивой балерине, которая ради него бросила блестящую карьеру, родила троих детей и осталась верной мужу до его смерти.
В 1964 году Леоне с огромным трудом наскреб деньги на постановку вестерна «За пригоршню долларов». Чтобы свести концы с концами, снимать пришлось в Испании — там дешевле. На роль героя Леоне взял совершенно не известного в Италии Клинта Иствуда, поскольку тот согласился сниматься за гроши и делать всё, что велят. Леоне велел ему отрастить щетину, научиться курить сигару, нашел для него потрепанную шляпу и пончо — и в результате родился мифический Человек без имени, покоривший зрителей Старого и Нового Света.
На роль его противника Леоне пригласил театрального актёра Джана Марию Волонте. Поскольку тот привык играть в подчеркнуто театральной манере, Леоне сделал персонажа наркоманом, чтобы обосновать его взвинченно-напыщенное поведение перед камерой.
Композитором Леоне пригласил своего бывшего одноклассника Эннио Морриконе, причём тому даже не пришлось ничего сочинять. Леоне прослушал его старые наброски, выбрал понравившуюся ему мелодию и велел записать её в другой аранжировке: чтобы вместо голоса певца звучал свист.
«За пригоршню долларов» вышел в прокат летом, в мёртвый сезон, в самом задрипанном кинотеатре Флоренции. Через месяц фильм вышел в общенациональный прокат и побил все рекорды кассовых сборов.
В 1968 году он не смог отказать себе в удовольствии поработать в Голливуде и поставил в Америке эпический вестерн «Однажды на Диком Западе». Но голливудская система производства его разочаровала: продюсеры сократили фильм почти на час и вырезали из американской версии сцену смерти одного из героев, чтобы финал получился оптимистичнее. Леоне заявил, что он уходит из кино.
Три года спустя друзья при помощи различных уловок и хитростей уговорили Леоне на постановку фильма «За пригоршню динамита» (1971). Но после этого разбогатевший маэстро надолго расстался с режиссурой, чтобы реализовать свою идефикс — создать школу национального жанрового кино.
К началу 1980-х годов он спродюссировал семь картин, к тому же став автором одной из них — «Меня зовут Никто». В которой он недвусмысленно намекнул на то, что времена вестерна, как жанра уже ушли, уступив место новой эпохе.
В 1980 году Леоне снова вернулся в кино, чтобы поставить свой шедевр «Однажды в Америке». Он готовился к фильму три года — изучал историю уличных банд в Нью-Йорке начала XX века, наблюдал за поведением курильщиков опиума, подбирал актёров, делал тысячи набросков, эскизов, раскадровок. Потом год снимал. Выпущенный в 1984 году фильм стал его лебединой песней.
После премьеры «Однажды в Америке». на Каннском фестивале Леоне снова стали приглашать в Голливуд. Спилберг объявил его "самым режиссёрским режиссёром" и признался, что учился режиссуре, изучая по кадрам «Хорошего, плохого, злого».
Но вместо того чтобы отправиться в Голливуд Леоне неожиданно для всех поехал в СССР. Он предложил Госкино совместный советско-итальянский фильм о блокаде Ленинграда и получил принципиальное согласие. Он начал писать сценарий об американском кинооператоре, который приезжает в Ленинград накануне блокады, влюбляется в русскую женщину и остаётся в осажденном городе.
Во второй половине 1980-х годов Леоне часто приезжал в Ленинград, встречался с блокадниками, изучал документы. Он говорил, что начнет снимать фильм не раньше 1992-1993 года, когда будет полностью к нему готов. Казалось, впереди ещё много встреч, находок, фильмов… Но в 1989 году, в разгар работы над фильмом, Леоне скончался.
Ушёл из жизни 30 апреля 1989 года, приехав в родной город, вследствие очередного сердечного приступа. Причём смерть пришла за мэтром вечером, когда тот смотрел вестерн «Не хочу умирать».
информация с сайта www.kino-teatr.ru