«Загадки и тайны истории»

В отчетах и записках Кузнецова Ильина поразила способность агента из деталей составить цельную картину явления, определять настроения в театральной среде. В политическом сыске, считал Ильин, важно выявить ту социально-профессиональную группу, которая интенсивно концентрирует в своем кругу информацию. В СССР в 30-е годы наиболее информационно насыщенной и раскованной группой, в контактах с которой находили вдохновение партийные лидеры, наркомы, военные, советские и иностранные дипломаты, была богема: писатели, поэты, музыканты, актеры и прежде всего, конечно, актрисы.

С богемой дружили, с ней флиртовали. В том хмельном брожении чувств и страстей вращалась информация и обнажались настроения. Нужен был особый талант, чтобы улавливать и впитывать эти информационные и настроенческие потоки. Таким талантом обладал Кузнецов, и Ильин это понял.

Но кроме таланта охотника за информацией нужен был талант человека, которому можно довериться. И здесь Кузнецов не имел себе равных. А деньги и подарки — что масло для механизма. Поэтому Кузнецов вел небольшой бизнес — скупка, продажа ценных и дефицитных вещей — и весьма преуспевал на этой стезе.

Как опытный человековед, Ильин с первой встречи ощутил эти способности нового агента. Они поняли друг друга. Их взгляды на сущность творческой интеллигенции, на методы работы в этой среде рождали хитроумные ходы.

ОХОТНИК ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ

Москва конца 30-х годов — хозяйственная, партийная, рабочая, а еще театральная, музыкальная, пьющая, гуляющая. Вот в этой Москве — светской, распутной — Кузнецов был своим человеком. Галантный, остроумный лейтенант производил впечатление крепкого и надежного мужчины, готового быть другом и любовником, готового провернуть дело и вывернуться из любой непредвиденной ситуации. Он познавал московский бомонд на спектаклях, пирушках, вечеринках. В Большом на «Евгении Онегине», в Театре им. Вахтангова — на «Принцессе Турандот», в оперетте — на «Сильве». Он восторгался ансамблем Эдди Рознера и танцами Славы и Юры Ней в саду «Эрмитаж», пением Утесова, Козина, Юрьевой в Театре эстрады.

181