«Загадки и тайны истории»

Автокатастрофа, случившаяся с «Чайкой» первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова на шоссе под Минском, могла быть частью игры, правила которой разрабатывались на самых верхах тогдашней власти.

Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда Машеров выгодно отличался от всех других, кто входил в состав Политбюро того периода. Скромный и обаятельный, он пользовался огромным уважением не только в Белоруссии. Все знали о его приверженности старым автомобилям «ГАЗ-13» («Чайка»). Поступившие им на смену бронированные и мощные «ЗИЛы» он не любил. Как не любил и помпезные выезды: его раздражали машины сопровождения, особенно снабженные проблесковыми маячками.

Между тем с 1 июля 1980 года были введены в действие новые «Правила дорожного движения», предусматривавшие порядок движения на дорогах автотранспорта специального назначения — так называемых спецкортежей. Теперь они обязаны были двигаться в сопровождении автомобилей ГАИ, имеющих специальную окраску и снабженных мигалками, из которых не менее одной красного цвета. В соответствии с Правилами водители встречного транспорта при разъезде с автомобилями специального назначения должны были «остановиться на тротуаре или на обочине, а при их отсутствии у края проезжей части».

4 октября 1980 года в четырнадцать часов тридцать пять минут от здания ЦК КП Белоруссии в сторону города Жодино выехала автомашина «ГАЗ-13» («Чайка»), госномер 10-09 ММП, под управлением водителя Е.Ф. Зайцева. Рядом с водителем сидел Машеров, сзади — офицер охраны майор В.Ф. Чесноков. Вопреки правилам и существующим инструкциям впереди шла автомашина сопровождения «ГАЗ-24» обычной окраски, без мигалок. Спецавтомашина ГАИ, сигнализировавшая сиреной и проблесковыми маячками, двигалась сзади.

226