«Рождение сверхдержавы»

Необходимость реформирования сельского хозяйства на рубеже 40—50-х годов остро ощущалась на всех уровнях властной вертикали, проблема состояла лишь в том, что для руководства сущность и конечная цель любой реформы должна была заключаться в еще большем подчинении экономики. В этом русле следует рассматривать политику по объединению мелких хозяйств, продиктованную скорее административной, нежели экономической целесообразностью, которая позволила еще больше укрепить вертикаль государственной власти, сконцентрировать наличные силы и средства производства. Руководство не смущали низкие результаты работы колхозов, объединенных без учета региональных особенностей (разбросанность населенных пунктов, чрезмерное многоземелье, пестрота производственной специализации) и часто против желания колхозников. Преимущества централизованного управления отодвигали на второй план экономические показатели развития сельского хозяйства. Многие укрупненные колхозы представляли собой искусственные объединения трех-пяти и более мелких, по существу, самостоятельных хозяйств, территориально разбросанных на расстоянии 7—10 и более километров, и связанных плохими дорогами. Особенно это было характерно для Вологодской, Горьковской, Владимирской, Ярославской, Кировской и других областей Центральной России. В послевоенный период еще не были преодолены последствия хуторского расселения, во многих хозяйствах пашня состояла из отдельных мелких участков, порой в 1—3 га.

Удар по местному самоуправлению не мог не вызвать ответной реакции. Известны многочисленные факты, когда через 5—7 лет укрупненные колхозы

151