Александр Пыжиков «Грани русского раскола»
он верил, что наш старовер воспользуется католическим движением, чтобы узаконить раскол»1. Доверялся различным авантюристам типа С.Г. Нечаева: этот уроженец старообрядческого села Иваново-Вознесенского Владимирской губернии провел молодые годы в раскольничьей среде, чем заинтересовал знаменитого бунтаря2.
Однако помимо этих сомнительных увлечений М.А. Бакунин высказывал и здравые мысли об использовании раскола в предстоящей борьбе. Так, он скептически относился к контактам его соратников по эмиграции со старообрядческими белокриницкими иерархами и купцами-староверами, считая это пустой тратой времени в организационном плане. Он был уверен, что раскол, воплощенный в народе и воплощенный в попах, – две разные и зачастую враждебные друг другу силы, которые нельзя смешивать3. Надо сказать, что подобные настроения постепенно начали преобладать и у А.И. Герцена с Н.П. Огаревым. Им становилось ясно, что попытки вовлечь в конкретные дела старообрядческие верхи ни к чему не приведут. Так, неудачей закончились их отношения с известными федосеевскими наставниками Павлом Прусским и Константином Голубовым. В Восточной Пруссии ими издавался журнал «Истина», с редакцией которой Огарев вел постоянную переписку, пытаясь донести до них свои взгляды. Но беспоповская элита оценила эти прогрессивные воззрения как «несообразные с духом русского народа»4. К. Голубов недоумевал: «Какая нужда правоверному человеку в каких бы то ни было туманных теориях?… не нуждается он в пустяшных теориях… ему кажется это толчением воды»5. А личная встреча В.И. Кельсиева с Павлом Прусским в Москве, устроенная видным участником революционного движения А.А. Серно-Соловьевичем, завершилась вообще неожиданно для лондонского посланника: ему было
1 См.: Герцен А.И. Былое и думы. Т. 6. С. 366 // Собр. соч. в 30-ти томах.
2 М.А. Бакунин высказывал весьма оригинальную мысль. Он утверждал, что участие различных жуликов и авантюристов в революционных делах служит доказательством их успеха: «ибо жулики – такой народ, который скорее других определяет истинное положение дел и дает настоящую оценку событиям. Они сразу чувствуют, где может быть нажива и что может принести им выгоду» // Дебогорий-Мокриевич В.Л. Воспоминания. Штутгард. 1903. С. 37.
3 См.: Карелин А. Жизнь и деятельность М.А. Бакунина. М., 1919. С. 14.
4 См.: Выдержка из письма нашему старознакомому путешественнику // Истина. 1864. Апрель. С. 3.
5 См.: Там же.