«Знаменитые скорпионы»

«…Гордон обсуждением шахназаровского кинофильма «Палата №6» вел телезрителей и телеслушателей не к Чехову, а от него, основное внимание уделив выяснению, насколько уместно перенесение героев «Палаты» в наши дни, не рассыпается, не разваливается ли фильм стилистически и композиционно от этого перенесения, талантливо или не очень сыграли свои роли артисты. А говорить-то надо было бы прежде всего о юбиляре (в те дни отмечалось 150-летие со дня рождения А. П. Чехова. - Ф. Р.): фильм, предложенный для обсуждения, - яркое подтверждение того, что Чехов очень современен, что его оценки русской жизни той поры, в которой он жил и к которой возвращают нас горе-реформаторы, верны и глубоки. Молодой Ленин, потрясенный рассказом беспощадного социального диагноста, понял его смысл: «Вся Россия - палата №6». Почему-то эрудит Гордон не нашел нужным процитировать эти очень важные слова, во многом подходящие для оценки- и нашего сегодняшнего свихнувшегося общества.

Чеховым в рассматриваемом рассказе мощно осуждена (это осуждение сохранено и в одноименном фильме) позиция гражданской пассивности, непротивления злу: доктор Рагин, заботясь о собственном спокойствии, не вмешивается в устоявшиеся больничные порядки, напоминающие тюремные, смотрит сквозь пальцы на то, что солдафон-сторож Никита обворовывает и избивает больных. Интеллигентный доктор находит удовольствие в беседах с умным, образованным «душевнобольным» Громовым. Это послужило основанием для того, чтобы самого Рагина поместить в одну палату с Громовым - палату №6. И вот тут-то он на себе испытал все ужасы того, от чего в свое время мог бы избавить, но не избавил оказавшихся под его присмотром людей: его лишили возможности дышать свежим воздухом, он ощутил на себе тяжесть кулаков сторожа Никиты. И умер, не вынеся этого.

576

Система Orphus

«Знаменитые скорпионы»