газета Литературная Россия №12 23 марта 2007

Когда общественное звучание важнее текста

(автор Вячеслав Огрызко)

продолжение

Не будем лукавить. Анатолий Рыбаков никогда не был великим стилистом. Долгое время он писал «производственную» прозу в духе социалистического реализма. Я не думаю, что каким-то особым новаторством отличались его приключенческие повести, адресованные юношеству. Сила Рыбакова заключалась в другом. Он довольно-таки часто оголял нерв своего времени. И публику это задевало. Вспыхивали целые дискуссии, которые иногда перерастали в бурные скандалы. Вот это-то - повышенный градус полемик - во многом и повлияло на длительность жизни рыбаковских книг.

Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов) родился 1 (по новому стилю 14) января 1911 года в Чернигове в семье инженера. В 1919 году их семья переехала в Москву. Мальчик был отдан в опытно-показательную школу-коммуну. Получив аттестат, он сначала устроился грузчиком, а потом отнёс документы в инженерно-транспортный институт.

Всё благополучие рухнуло в 1933 году. Рыбакова тогда обвинили по статье 58-10 в контрреволюционной пропаганде и на три года сослали в Сибирь. После отбытия срока он оказался лишённым права проживать в крупных городах. Ему пришлось весьма долго скитаться по всей России. Лишь незадолго до войны он смог осесть в Рязани, где встретил свою первую жену, бухгалтера по имени Ася, которая в 1941 году родила ему сына Александра.

Когда началась война, Рыбакова сразу призвали в армию. Оказавшись на фронте, он не стал бегать от пуль. Командиры это оценили. Поэтому вскоре судимость с него сняли, а позже ему дали офицерское звание. Победу Рыбаков встретил в Берлине, будучи начальником автослужбы 4-го гвардейского стрелкового корпуса.

После войны Рыбаков, забыв о своей профессии инженера, добровольно заточил себя в Кузьминках, где достаточно быстро написал свою первую повесть «Кортик». Эта вещь тут же вызвала шквал добрых откликов.

1

Система Orphus
продолжение