Итак, это сообщал Гай Транквилл Светоний. Жил он примерно в 70—140 годах пашей эры и в течение нескольких лет занимал важный пост секретаря канцелярии при императоре Адриане. Даже поклонники Светония согласятся, что историческая правда его не очень интересовала, он более старался потешить своих читателей анекдотами, пикантными и романическими сюжетами. Он совсем не был историком, хотя его труд остается незаменимым историческим документом. Разумеется, «Жизнь двенадцати цезарей» всегда считали второстепенным источником, ярким, цветистым дополнением к трезвым трудам Тацита. Впрочем, рассказ о пороках Тиберия не вызывал нареканий, ведь Светоний перекликается здесь с Тацитом, в чьей правдивости долгое время не сомневался никто. Публий Корнелий Тацит (он старше Светония лет на двадцать) считается одним из крупнейших историографов Древнего Рима. Рассказ о Тиберии на страницах «Анналов» Тацит завершает следующей фразой: «Но под конец, следуя лишь своей природной склонности и не ведая более ни ужаса, ни стыда, он без разбора предавался пороку и совершал кровавые деяния».
Однако именно здесь коренится противоречие. Ведь Тацит отмечает и положительные черты Тиберия, называет его великим императором и достойным человеком; он говорит даже, что Тиберий был «удивительной личностью». Критически настроенные читатели не раз обращали внимание на это резкое различие в оценках и говорили, что история с оргиями не укладывается в психологический портрет Тиберия. Так, еще Вольтер указывал, что жизнеописание очень противоречиво. Историки прошлого столетия Леопольд фон Ранке и Теодор Моммзен также не скрывали своих сомнений.