«Загадки и тайны истории»

Тиберий не понял всей опасности этого человека, зато тайные намерения разгадал его сын, Друз (с 21 года он стал замещать своего отца). Однажды Друз, поспорив с Сеяном, ударил его. Сеян жестоко отомстил. Вначале он ввел в искушение жену Друза, а потом уговорами склонил ее отравить мужа. Случилось это в 23 году. Однако раскрыли убийство гораздо позже. Сеян еще несколько лет пользовался полным доверием принцепса. После смерти сына Тиберий даже позволял Сеяну править вместо себя, и, пока принцепс жил на Капри, начальник гвардии все более укреплял свое положение. Ему нужно было устранить приверженцев покойного Германика. Под нажимом Сеяна Випсания Агриппина была вызвана в суд, а два ее сына объявлены врагами империи.

В конце концов Сеян, видимо, начал замышлять недоброе против самого принцепса, стремясь занять его место. Но теперь Тиберий стал недоверчив. В октябре 31 года он распорядился арестовать Сеяна и судить его. Сенат приговорил его к смерти.

Измена Сеяна явилась самым большим разочарованием в жизни принцепса. Тиберий совсем обессилел. Девять месяцев он не покидал виллы Ио, самой большой на Капри; почти никого он не принимал у себя. В Риме правил сенат. Повсюду, стараясь угодить принцепсу, преследовали приверженцев Сеяна. А ведь Сеян выдвинул и назначил на важные должности немало людей; теперь они опасались за свое положение. Одним из них был Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи. Из-за этого ставленника Сеяна, «спешившего умыть руки», процессы, проходившие в Риме, по-видимому, тесно переплелись с величайшим событием в истории христианского мира — распятием Иисуса Христа.

Вероятно, когда пал Сеян и обстановка в империи изменилась, Понтий Пилат .почувствовал неуверенность в своем будущем и потому уступил нажиму противников Иисуса Христа, требовавших осудить его на смерть. Расправиться с Иисусом желали ортодоксальные саддукеи — сторонники иерусалимской аристократии, служилая знать и в первую очередь влиятельные жрецы во главе с первосвященником Иудеи Каиафой. Он же при рассмотрении дела Иисуса председательствовал в синедрионе — высшем иудейском суде, обвинившем Иисуса в оскорблении Бога. Когда Пилат, как описывают все четыре

23