евангелиста, медлил, не решаясь подтвердить смертный приговор, вынесенный синедрионом, иудеи стали наседать на прокуратора: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». Так говорится в Евангелии от Иоанна. И подобный шантаж подействовал: «Тогда наконец он предал Его на распятие». Впрочем, взаимосвязь между падением Сеяна (конец 31 года) и поведением Пилата можно предположить лишь при условии, что Иисус был распят в 33 году (3 апреля), а не в 31-м или даже в 30 году, — что также вероятно по некоторым причинам.
Итак, процесс против Иисуса (по крайней мере его политическая часть) вписывается в череду многочисленных процессов по делу об оскорблении величия, проводившихся в ту пору римским сенатом. Хотели того сенаторы или нет, но политику террора, начатую Сеяном, они не только не пресекли, но, наоборот, еще больше ужесточили.
Тиберий мог бы все изменить. После смерти Сеяна он в самом деле вернулся в столицу. Семидесятитрехлетний старец покинул Капри и перебрался на полуостров. К Риму он приближался очень медленно. Неожиданно он повернул и направился обратно на свой любимый скалистый остров. В 34 году Тиберий не прибыл в Рим даже на празднества, устроенные в честь двадцатой годовщины его правления. Вновь и вновь он заявлял, что хотел бы вернуться в Рим. Действительно, он не раз собирался в путь, по неизменно, не добравшись до столицы, возвращался на Капри. Последний раз, когда он снова отправился в Рим, его настигла смерть. 16 марта 37 года в возрасте семидесяти восьми лет Тиберий умер в Мизене, на западной оконечности Неаполитанского залива.
Тацит сообщает, что принцепс умер насильственной смертью. Когда Тиберий лежал при смерти, его преемника, Калигулу, поспешившего в Мизен, уже обступила толпа поздравлявших. Однако принцепсу стало лучше. Тогда, префект претория Макрон приказал набросить на Тиберия одеяло и задушить его.
Светоний не поверил в приведенную здесь версию убийства. Ему были знакомы и другие. По одной из них Тиберий был медленно изведен отравой, однако сам он придерживался более вероятного сценария: его предложил Сенека, и историографы следовали ему: Тиберий умер естественной смертью в одиночестве.