По причинам, вполне понятным для современных психоаналитиков, Нерон проникся лютой ненавистью к Поппее. Однажды, когда между ними вспыхнула бурная ссора — Поппея тогда вновь была беременна, — он убил ее, как говорят, ударом ноги в живот.
Что же произошло с Нероном, ведь в начале своего правления он отличался мягким и миролюбивым характером? Казалось, он просто не подозревал, что существуют какие-то пределы распутства. Его всегда окружали фигляры, готовые потакать самым гнусным его прихотям. Ненасытный в своих страстях, он каждый день искал новых, все более изощренных развлечений. Как-то раз один из его приближенных бросил при нем фразу, вошедшую у римлян в поговорку:
— Когда умру, пускай земля огнем горит!
Нерон тотчас же возразил ему:
— Нет, пока живу!
Если верить латинским авторам, однажды, после грандиозной попойки, он велел поджечь Рим с четырех сторон, а сам наслаждался «великим пламенем, напоминавшим крушение Трои». Вину за это преступление он без зазрения совести возложил на маленькую колонию христиан, проживавших в Риме. Тацит рассказывает, что «их распинали на крестах, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Потомки же были совершенно уверены: пожар в Риме устроил сам Нерон. Но им опять же возражают современные историки. Леон Гомо, Жерар Вальтер и Жорж Ру считают, что вина Нерона в этом недоказуема.
В данном случае главным обвинителем выступает Тацит. Однако его свидетельство о гонениях на христиан дошло до нас в виде рукописи XI века. Профессор Ошар с филологического факультета Бордоского университета задался вопросом: а что, если в свое время правоверные монахи просто-напросто взяли и приписали к рассказу латинского историка о тех трагических событиях свою захватывающую версию. Ведь, как точно известно, в то время, когда разразился пожар, Нерона в Риме не было. Он находился на побережье, в Антни, что в пятидесяти километрах от Рима. Быть может, он отдал приказ о поджоге города неделей раньше? В таком случае, неужели ему не хотелось лично проследить за осуществлением столь хитро задуманного плана? Тем более что утверждают, будто этим пожаром Нерон желал доставить себе эдакое изысканное эстетическое наслаждение. Выходит, Нерон, страстный собиратель бесценных сокровищ, поджег город, лежавший у подножия его дворца, рискуя, что загорится и его собственный дом, битком набитый всякими ценностями, как, впрочем, и случилось?