«Загадки и тайны истории»

ВАЛЕНТИНА ГРИЗОДУБОВА1

Это была прекрасная летчица, энергичная, с хорошими организаторскими способностями, душевный, отзывчивый человек, Герой Советского Союза (1938) и Герой Социалистического Труда (1986), полковник.

О рекордном, но злополучном перелете она вспоминала следующее:

«Когда стали отбирать экипажи для дальних перелетов, меня и Евгению Слобоженко А.С. Яковлев уговорил лететь на его спортивном самолете. Мы согласились. И вдруг Яковлев переменил решение и послал самолет на выставку в Италию. Мы, конечно, выразили протест, обратившись к Н.М. Швернику, который обещал помочь.

Ожидание было долгим. Когда экипаж П. Осипенко, М. Расковой и В. Ломако летом 1938 года совершил замечательный перелет с юга на север на летающей лодке (по маршруту Севастополь — Архангельск. — Л. В.), я послала им телеграмму: «Предлагаю лететь на Дальний Восток вторым пилотом». Осипенко ответила: «Хоть третьим!»

Самолетов АНТ-37 Туполеву и Сухому было заказано четыре экземпляра — малая серия. Первый развалился прямо над Центральным аэродромом (Ходынка) при испытании из-за малоизученного в то время явления бафтинга — вынужденных колебаний самолета или его отдельных частей.

Второй самолет испытывали и Громов и Алексеев. Добились на нем даже значительных успехов, слетав по маршруту Москва — Свердловск — Москва. Этот самолет отдали нам для тренировок.

1 Валентина Степановна Гризодубова (1910—1994) — дочь изобретателя, авиаконструктора и летчика С.В. Гризодубова (1884—1965). Окончила Пензенскую летную школу Осоавиахима (1929), работала летчиком-инструктором в Тульской авиашколе. С 1936 года в Красной Армии; совершила перелеты: Москва — Актюбинск (совместно с М.М. Расковой в 1936 году), Москва — Дальний Восток (с П.Д. Осипенко и М.М. Расковой в 1938 году). Участница Великой Отечественной войны, командир авиационного полка, на счету Гризодубовой около двухсот боевых вылетов. С 1945 года работала в авиапромышленности. Летчики ее почитали; в трудные годы она помогла многим.

143