«Загадки и тайны истории»

Восьмого августа 1938 года мы с Полиной Осипенко прямо в тапочках и легких платьях побежали на аэродром и взлетели. Примерно на высоте шестьдесят — семьдесят метров самолет так тряхнуло, что я чуть штурвал не выпустила (это вновь из-за срыва потока с плохо обтекаемых частей самолета возникло явление бафтинга. — Л. В.).

— Ты что, трубу зацепила? — кричит мне Полина. — Набирай быстро высоту!

Я раздумываю, что делать. В чем причина такого рывка? Внизу Москва, площадь Маяковского. Разворачиваюсь — и снова рывок! Едва вывожу машину к Тимирязевскому парку.

Заходим на посадку через здание аэроклуба (на Ходынке). Нас снова здорово тряхнуло. Самолет даже клюнул носом. Кое-как спланировали на посадку и при приземлении сильно ударились колесами о землю. Началось такое «козление», что едва машина не перевернулась. Подрулили к стоянке. Тут подбегают наши мужья, гордые соколы-истребители, ехидно улыбаются:

— Видели, как другие козлят, сами не без греха, тоже козлили, но такого еще не видали и вообразить не могли…

— Полина, — говорю я с тревогой, — посмотри, что с хвостом.

Посмотрели, и все посерьезнели — хвост на честном слове едва держался…

Третьим самолетом, несколько доработанным бригадой Сухого, стала наша «Родина», на котором мы установили мировой рекорд.

При подготовке к этому полету было столько препятствий и волнений, что уже и не верилось, полетим ли мы вообще, тем более что погода к осени стала портиться, трасса надолго могла «закрыться». А тут еще возникли сложности с моторной группой: долго не могли отрегулировать. Наконец 24 сентября 1938 года долгожданный вылет. Марина Раскова поднялась в кабину и доложила, что радиосвязь не в порядке. Я решила, что разберемся в полете. Всегда летали по компасу. Широковещалка работала. Нам этого вполне хватало, хотя и был риск, конечно (из-за этой оплошности их найдут в тайге лишь на девятые сутки. — Л.В.). Устранение неполадки с радио могло вообще затянуть вылет. Могли и отказать до следующего года. Никто из нас этого не хотел… В конце концов, маршрут ясен. Главное, работали бы моторы.

144