Михаил Козаков «Крушение империи»
«Не знает, а говорит… Хитер!» - озлобился ротмистр Басанин: тон, в котором отвечал фабрикант, был подчеркнуто вежливым, но самый ответ заключал в себе немалую долю неприязни и колкости.
- Я не понимаю никаких доктрин, и мне становится скучно, - сказала недовольно Людмила Петровна. - По крайней мере сегодня мне не хотелось бы слушать такого спора.
- Виноват, Людмила Петровна, но в этом «доктринерстве» я, право, не повинен. Свою же мысль позволю все же высказать до конца. Я так привык, господа. Вернемся к «символическому» Петербургу… Я уже сказал: некоторым любы Стрелки и музеи, - и я большой поклонник всего этого. Но что такое музей? Музей - это застывшие в истории шаги нации. Застывшие, господа. А нация идет вперед и во главе своего движения ставит в каждую эпоху новое общество, новые, так сказать, производительные силы. Вот и все, господа. Но если это положение мое может вызвать спор, я согласен оставить его сейчас без защиты… дабы не омрачать нашей встречи. Вино не плохое, - тотчас же переменил он тему разговора. - Разрешите, Людмила Петровна, ваш бокал?
Конец обеда прошел в ничем не примечательной беседе о местных, смирихинских делах, и ротмистр Басанин тщетно старался понять, для чего собственно его пригласили сюда.
Единственно, что было ему приятно - присутствие здесь Людмилы Петровны. Ротмистр давно уже определил свое отношение к ней.
Красота и женственность Людмилы Петровны всегда волновали Басанина - притягивали к себе своей недоступностью и воспаляли его воображение. Ее молодость и богатство дочери крупного помещика сулили немало радостей и удобств в жизни, а ее неожиданное вдовство и независимый характер облегчали задачу сближения с Людмилой Петровной.