«Грани русского раскола»

замечает, что это вера денежная1; и делает такие, например, заявления: «Интеллигентов бы нам парочку хороших… когда нас будут тысячи и миллионы, мы без злобы возьмем за горло кого надо»2.

В таком именно ключе и решил действовать Горький: готовить агитаторов для староверческого большинства из старообрядцев. Поэтому кадры для школы набирались, как правило, из регионов со сложившейся староверческой репутацией: Владимирской и Нижегородской губерний, из Лефортовского и Рогожского районов Москвы3. Как установила полиция, в школе занимались некий крестьянин И. Панкратов с характерной кличкой Старовер, рабочий И. Казанец – с такой же кличкой, и еще один персонаж – с фамилией Староверов. Был здесь и гражданский муж Елизаветы Шмидт – сестры погибшего Николая Шмидта, также беспоповца4. Именно этим слушателям Горький адресовал лекции о русской душе и о роли староверия в русской истории. Для обоснования своих мыслей он использовал, в частности, рассказ В.Г. Короленко «Река играет»5. По мнению Горького, в образе героя этого рассказа, раскольника с Ветлуги, удачно: «дан исторически верный тип великорусса – того человека, который ныне сорвался с крепких цепей мертвой старины и получил возможность строить жизнь по своей воле»6.

Достойно внимания и организационное устройство школы. Все дела в ней, кроме мелких хозяйственных, решались советом, состоящим из шести лекторов и шестнадцати слушателей. А исполнительный комитет состоял из двух преподавателей и трех воспитанников, так что ученики имели полную возможность высказывать свое мнение и, по сути, руководить школой7. Именно от лица этого совета последовало

1 См.: Горький М. Лето. Т. 5. М., 1961. С. 358 // Собр. соч. в 18-ти томах.

2 См.: Там же. С. 356.

3 См.: ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1909. Д. 271. Л. 10. (Сведения о школе на острове Капри)

4 См.: Там же. Л. 139.

5 См.: Короленко В.Г. Река играет. Т. 3. М., 1954. С. 209-236 // Собр. соч. в 10-томах. М., 1953-1956. Этот небольшой рассказ Короленко написал в 1891 году во время путешествия на реку Ветлуга и озеро Светлояр. В нем изображен образ старовера Тюлина, в котором заключена громадная, но спящая пока сила. Рассказ вызывал восхищение Горького, считавшего, что Короленко создал очерк русского национального типа, за которым будущее.

6 См.: Горький М. Из воспоминаний о В.Г. Короленко. Т. 18. М., 1963. С. 147.

7 См.: ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1909. Д. 271. Л. 236.

509