Журнальный зал журнал "Дружба Народов" 1997, №4

Разучимся ли мы читать старомодные романы?

(автор Лев Аннинский)

к началу продолжение

Итак, пункт второй: Сталин.

"Изображение Сталина - проблема для русских писателей. Портреты или искажены ненавистью - как у А. Солженицына в "Круге первом", или засалены комедийным гротеском, как у писателей вроде В. Войновича или А. Синявского, где Сталин присутствует как безумец, но отсутствует как человек. У Анатолия Рыбакова Сталин реалистичен и достоверен" (Ричард Лурье, "Нью-Йорк таймс", книжное обозрение).

"В новом романе Сталин снова - главный персонаж, и снова поднят вопрос о том, как один человек, настолько демонический и злой, сумел подчинить своей тиранической и убийственной воле целую страну и ее сильнейших представителей. Мы присутствуем при том, как Сталин уничтожает самых достойных" (Ричард Бернстайн, "Нью-Йорк таймс").

"Жуткий восточный тиран, чудовищный титан нашего века" (Вл. Рудинский).

Откуда все-таки берется "тиран"? Из какого материала выстраивается "титан"? И как же это удалось Сталину истребить достойных и подчинить сильнейших? Он что, САМ истреблял? А может, руками этих достойных, опираясь на этих сильнейших, которые готовы были уничтожить друг друга и потому верой и правдой служили Сталину и так сотворили "тирана-титана" из "серой кляксы"?

4

Система Orphus
к началу продолжение