(автор Лев Аннинский)
Возвращаюсь к старому вопросу: что это в людях - глупость или подлость?
Отвечаю: и то и другое… И еще третье - для интеллигентных и глубокомысленных: павший на всех кровавый морок тотальной войны, зверские законы которой одни принимают как шанс, другие - как несчастье, случившееся по чьей-то злой воле, а третьи - как стихию, дурную погоду, ненастье, в условиях которого надо жить, причем жить по-человечески. Варенька, где ты?
Наконец, главное: откуда на нас эта погода, этот кровавый морок, этот бред истории?
Р. Бернстайн:
"В мире Рыбакова добро побеждает в целом, но не в частном. Отдельные жизни сломаны, раздавлены политикой. Центральная тема романа - это невозможность избежать частных последствий, когда диктаторы решают, каковы цель и значение истории".
Все это было бы так, ЕСЛИ БЫ диктаторы действительно "решали". Но я думаю, все происходит наоборот. Диктаторы решают - по частностям: как выскочить из той или иной ситуации, как выжить в сложившейся обстановке. Но "цель и значение истории"? - извините, этого диктаторы не только не решают, но иногда и не ведают. Это, как теперь говорят, Господь Бог решает, которого Маркс пытался заклясть с помощью "законов истории". А если не вышло, переадресуем вопросы Тому, из-за Которого не вышло (привожу орфографию в соответствие с предметом).
Что же до романа Рыбакова, то у него так: добро может победить в частном, но не может в целом. Потому что в целом, да еще находясь в гуще драки, вы просто не очень понимаете, где добро, а где зло.
Саше легче: ему Варенька подскажет.
5