(автор Лев Аннинский)
А почему, собственно? Почему страданье было так фатально, так неизбежно, что даже за марксизм пришлось схватиться? Почему так мешала Россия Японии в 1904-м, Германии в 1914-м и 1941-м, Америке всю вторую половину ХХ века? А может, еще и Англию с Францией вспомним в 1854-м? А может, и марш Наполеона на Москву?
К кому все эти вопросы? Ко Всевышнему? Или к Сатане как Его падшему полпреду? И что еще предстоит нам пережить такого, о чем потом не спросишь "почему?"? Ибо на такие вопросы не ответит ни "жуткий тиран" в Кремле, ни "самые достойные люди" в его окружении, ни самые достойные представители передовой западной культуры, по чьим идеальным проектам восточные тираны возводят свои империи.
Может, писатели ответят?
А вот это - самый интересный пункт в суждениях американских критиков о новом романе Рыбакова.
Ричард Лурье:
"Преждевременно думать, что страна легко перепрыгнет из диктатуры в демократию; неразумно также ждать новой "Войны и мира" с портретом Сталина, мастерски исполненным кем бы то ни было из тех, чья жизнь была исковеркана при его правлении. Толстой еще не родился, когда Наполеон маршировал к Москве. Единственная проблема в том, что пока Советская эпоха дождется своего Толстого и западные оптимисты убедятся наконец, что это он, - Россия окажется слишком занята пересылкой факсов, игрой на понижение или войной на интерфейсах (я не в силах перевести этот пассаж сколько-нибудь старомодно. - Л. А.) - так что у нее не будет времени читать слоноподобные романы, как бы блестящи они ни были".
Разучится или не разучится Россия читать старомодные романы - вот это как раз отчасти и от нас зависит.
С чем и подождем очередной книги Анатолия Рыбакова.
7