газета Литературная Россия №12 23 марта 2007

Когда общественное звучание важнее текста

(автор Вячеслав Огрызко)

к началу продолжение

Образ Кроша мог бы стать идеальной находкой для советской пропаганды, а сам Рыбаков, наверное, мог бы получить на этом огромные дивиденды. Но писатель не оправдал надежд функционеров. Он очень не вовремя обнародовал свой третий роман «Лето в Сосняках».

Впервые эта книга увидела свет в 1964 году в журнале «Новый мир». Говорили, что Твардовский долго сомневался, надо ли было вообще её печатать. С художественной точки зрения роман ему представлялся далеко не безупречным. Может, поэтому он поначалу поставил «Лето в Сосняках» в план на 1965 год. Но тут вдруг в стране стал меняться политический климат. «Оттепель» вот-вот могли сменить заморозки. Окружение решило надавить на Твардовского: мол, в 1965 году роман о девочке из репрессированной семьи уже никакая цензура не пропустит. И редактор сдался, правда, перед этим он потребовал убрать из рукописи все сцены, связанные с панелью. Как потом вспоминал Рыбаков, в этом плане Твардовский ни на какие уступки не шёл, до последнего изображая из себя якобы законченного пуриста.

Если судить по реакции критики, у нас в стране «новомирскую» публикацию «Лета в Сосняках» почти никто не заметил. Рыбаков винил в этом власть: якобы это она дала команду замолчать его третий роман. Зато, как считал писатель, его книга имела шумный успех в Западной Германии, где книга продавалась с припиской «Русский Грэм Грин».

Тем не менее вплоть до середины 1960-х годов Рыбакову в литературе почти всё доставалось относительно легко. Проблемы стали нарастать как снежный ком уже в брежневскую эпоху. Сколько нервов стоил ему, к примеру, роман «Тяжёлый песок»!

3

Система Orphus
к началу продолжение