(автор Белла Езерская)
Для писателя Анатолия Рыбакова прошедший 1994 год ознаменовался выпуском в свет заключительной, третьей, части его трилогии - романа «Прах и пепел». Роман вышел в Москве, в издательстве «Терра» неслыханным по нынешним временам тиражом в 200 тысяч экземпляров. Это - событие не только для русской, но и для всей мировой литературы. Завершен гигантский труд. Эпопея, над которой писатель работал всю свою творческую жизнь, открывалась знаменитым романом «Дети Арбата», принесшим автору мировую славу. К 1987 году, то есть к тому времени, когда роман вышел в свет (а работу над ним Рыбаков начал еще при жизни «отца народов»), о Сталине уже были написаны тома. Но именно Рыбакову удалось развенчать сталинизм как социальное явление с такой силой убеждения, с такой страстью, как никому до него. Затем последовал роман «Страх», где писатель вел своих героев по крутым жизненным тропам в обстановке тотального страха, парализовавшего огромную страну. Третья, завершающая часть эпопеи - «Прах и пепел» - охватывает предвоенный период и войну до 1943-го. Там, в огне битвы под Курском, гибнут герои Рыбакова, гибнет поколение романтиков 20-х годов, которое было рождено, чтоб сказку сделать былью.
Эпическое полотно трагического десятилетия (1933 - 1943), завершенное Рыбаковым, не имеет аналогов в современной русской литературе по охвату событий и силе их художественного воплощения. Оно, вне всякого сомнения, «обречено» на экранизации и переиздания. Заключительная часть трилогии писалась в Нью-Йорке, и поэтому вполне естественно, что наша беседа с Анатолием Рыбаковым, состоявшаяся через несколько дней после его приезда в Нью-Йорк, была в первую очередь о ней. Я предлагаю эту беседу вниманию читателей.
1