- Не знают, что делать со Сталиным, - огорчается Толя. - Приехали ко мне, не подготовленные к разговору. Придется что-то придумывать самому.
Звонит Скорику, предлагает ход: Сталин разговаривает с Кировым в начале спектакля и в самом конце. «Гениально! - восклицает Скорик. - Завтра же сядем с Коковкиным, а потом мы с Ефремовым уедем на неделю в Сочи и будем там работать над пьесой».
В следующий раз Скорик появился у нас 5 января, привез пьесу. Толя в городе, Скорик просит передать ему, что ситуация изменилась. Шатров принес в театр пьесу, над которой давно работал по договоренности с МХАТом. Акцент в ней теперь перенесен на Сталина. Сцена с Зиновьевым и Каменевым накануне суда. Сцена с Орджоникидзе перед тем, как он застрелился. Скорик пьесы еще не читал, но Ефремов очень доволен. Кончаться спектакль будет 53-м годом. Хорошо бы Анатолий Наумович, просматривая линию Сталина, имел в виду шатровскую пьесу. Обещает позвонить.
Звонит. «Татьяна Марковна, - говорит Толя, - мне все передала. Приезжайте завтра. Коковкина уже начал читать».
Поздно сидит, зову его ужинать, мы еще хотели пройтись перед сном. «Зачем, - говорит, - им два спектакля со Сталиным? Шатров - это блестящий выход из положения. У меня как гора с плеч. Пьеса Коковкина мне категорически не нравится, никакие переделки не помогли».
На следующий день ухожу печатать в Толин кабинет. Не хочется мне присутствовать при его разговоре со Скориком. И Скорик приехал расстроенный. Ефремов улетел на три дня в Турцию, но предупредил его: не занимать в «Детях Арбата» актеров, которые будут играть в шатровской пьесе. Без Любшина - Сольца, Смоктуновского - Алферова, Табакова - Кирова Скорик спектакль ставить не будет.
- Понимаю вас. Очень обидно, - соглашается с ним Рыбаков. - Представляю себе, как бы сыграл Смоктуновский Алферова - это очень важная для меня фигура. А Табаков - Кирова. А Любшин - Сольца!.. Да, очень обидно. Но дело, мой друг, еще и в том, что я не разрешаю пьесу Коковкина к постановке.
На этом и закончился наш роман со МХАТом.
Не возобновились, несмотря на приезд Ульянова, и отношения с Театром имени Вахтангова.
Единственный спектакль по «Детям Арбата», на котором побывал мой муж, был поставлен десятиклассниками одной из московских школ. Я грипповала, Толя смотрел его один. Вернулся домой веселый.
- Талантливые ребята, играли замечательно. Завуч сказала: «Ничего, к сожалению, не читают, а от «Детей Арбата» оторваться не могли. Сами видите».