(автор Леонид Теракопян)
Диктатура Сталина, возникшая в эпоху революционного обновления страны, не могла не быть уродливой, ханжеской, лживой. Она вынуждена была скрывать свое лицо, паразитировать на коммунистических идеалах, на марксистско-ленинской фразеологии, провозглашать одно, а втайне, без огласки, вершить другое. Отсюда контрасты времени, повергавшие в смятение Сашу Панкратова: "Люди показывали образцы трудового энтузиазма, и рядом бесчисленные судебные процессы, усиление репрессивных органов…" И впрямь, все было рядом, бок о бок: романтика созидания и эпидемия беззаконий, гимны труженику и расправы над ним, истовая вера в светлое завтра и страх перед настоящим. "Дети Арбата" насквозь пронизаны чересполосицей общественных тенденций, борением начал, органически присущих нашему строю, с чужеродными, искажающими его.
И, может быть, самая драматическая сюжетная линия - взаимоотношения Сталина и Кирова.
Безусловно, историкам еще предстоит разобраться в обстоятельствах гибели руководителя ленинградских коммунистов, раскрыть до конца механику преступления.
Возможности писателя, конечно, более ограничены. Но Рыбаков ведет не уголовное расследование, а нравственное, и сам ход анализа не оставляет сомнения в том, кому была по-настоящему выгодна эта смерть, кто воспользовался ею в своих интересах.
Конфликт Сталина с Кировым возникает в "Детях Арбата" как неизбежный. И подоплека его не в различии стратегических установок. Оба выступали за быструю индустриализацию страны, за энергичный перевод деревни на колхозные рельсы. Позиции по этим ключевым вопросам если не в деталях, то в принципе совпадали. А между тем взаимное отчуждение нарастало. И его неотвратимость обусловлена даже самим несходством натур - нравственным, психологическим, духовным.
Художественная логика А. Рыбакова потому и доказательна, что исходит из пристального, многомерного сравнения личностных свойств, параметров души.
24