(автор Леонид Теракопян)
Мотив достоинства личности - магистральный во всем повествовании. И его развитие в "Тридцать пятом…" связано с образом Вари Ивановой. Еще в "Детях Арбата" писатель сделал заявку на самобытный, многообещающий характер. Правда, там Варя - среди прочих, младшая в компании Саши Панкратова, юное существо, безалаберное, взбалмошное, способное увлечься богемой, клюнуть на дешевую приманку.
За тогдашними метаниями вчерашней школьницы - издержки трудного, переходного возраста. Это полудетское кокетство, эта тяга к развлечениям, этот нелепый роман с загадочным бильярдистом Костей, который мог проиграться в пух и прах, но мог и осыпать щедротами, пустить пыль в глаза своими связями и знакомствами.
По манере поведения Варя - прямой антипод своей сестры Нины, собранной, рассудительной. Аналог Вики Марасевич? Ее, так сказать, упрощенный - потому что ниже уровень запросов - вариант? Но сходство призрачно, обманчиво.
Вика расчетлива. Она идет к своей цели напролом. Она не просто меняет любовников, а выбирает того, кто обеспечит наилучшим образом, избавит от "тусклятины", превратит ее жизнь в сплошной праздник. Пусть за границей, вдали от родины: "В этой стране ей делать нечего. Обрыдли хамство, зависть, пугающая неизвестность, лозунги и марши, вечный страх".
А Варя? Ее побуждения всегда искренни и бескорыстны. Не деликатный, предупредительный, обожаемый своими коллегами архитектор Игорь Владимирович сумел вскружить ей голову, а ресторанный кутила, завсегдатай московских бильярдных, неуч и позер Костя. Искушение шальными деньгами, миражами легкого фарта, надеждами на безбедное существование? Нет, не это определило выбор, а сочувствие к неприкаянности, пробивающейся сквозь кураж и похвальбу, невнятная Костина мольба: "Может быть, рядом с тобой и я стану человеком".
31