(автор Соломон Волков)
- Вы понимали, что вступаете на минное поле? Ведь это было время, когда антисемитизм в Советском Союзе уже, что называется, забронзовел - он стал практически официальной линией.
- Я скажу вам так, Соломон: государственный антисемитизм у нас ввел Сталин. Но и при Брежневе государственный антисемитизм сохранился, он только принял другие формы. Брежнев не собирался депортировать евреев на Дальний Восток. Сталин просто вовремя умер, не успев продолжить дело Гитлера. Брежнев не устраивал суда над космополитами, не сажал врачей, "убийц в белых халатах". При Брежневе боролись с сионизмом, и евреи рассматривались как потенциальные эмигранты, готовые не сегодня-завтра поменять родину на Израиль. Отсюда всякие ограничения при приеме на работу, при поступлении в высшие учебные заведения. Так что вы правы - я не в лучшее время сел писать роман о евреях, да к тому же назвал его "Рахиль".
- Вернемся к вопросу о прототипах…
- Да, прототипы были - это семья моего дедушки. Я впервые отталкивался от прямых прообразов. Мой дедушка - Авраам Исаакович Рыбаков, чернобородый, скуластый, с раскосыми японскими глазами. Я его очень любил, больше, чем отца. В молодости он работал на строительстве железной дороги, таскал шпалы, потом на скотобойне. Силы был необычайной, был вспыльчивым, скорым на расправу, но справедливым, его уважали.
Рахиль… Внешне я хотел ее сделать похожей на мою мать. А по характеру это, скорее, моя покойная сестра. Она была женщиной с твердым, властным характером. В произведении все связано многими нитями, и даже эпизодические персонажи не должны быть просто фоном, не могут играть подсобную роль. Они заставляют двигаться, действовать главных героев. Они толкают сюжет.
5