«Крестный отец Кремля»

Полгода спустя мне удалось встретиться с некоторыми из тех, кто оказался погребенным под развалинами этой пирамиды. Стояли колючие холода, какие в России не редкость, - если долго находиться на улице, холод с земли проникает в подошвы обуви, вымораживает сначала ноги, а потом и все остальные части тела. На "частнике" я поехал в направлении унылой московской окраины. Там нашел большое безжизненное здание, угловую часть которого занимал районный филиал "МММ". На дверях висел замок. У входа собралось человек пятьдесят среднего и пожилого возраста - небольшая демонстрация. Неужели народ решил восстать против обмана и коррупции? Нет. Как выяснилось, у протестующих не было четкой цели.

"Мавроди - мошенник, и правительство должно заставить его вернуть нам деньги", - сказал мне некий пожилой человек.

"Мавроди ни при чем, - вмешалась бабушка. - Это само правительство его потопило".

Российские власти арестовали Сергея Мавроди и поместили в тюрьму за неуплату налогов, но через два месяца выпустили, а в 1994 году он в ходе довыборов был избран в парламент и получил депутатскую неприкосновенность.

Да, так обстояли дела в России тех лет - не было ясно, кого винить: то ли правительство, то ли финансистов-махинаторов. Зато было ясно, кто остается крайним: рядовые россияне.

Помимо "МММ", наиболее знаменитой схемой по выуживанию денег у россиян в 1993-1994 годах стала некая "АВВА". Эта структура была выпестована Березовским. Идея заключалась в том, чтобы создать совместное предприятие между "АвтоВАЗом" и "Дженерал моторс" - и построить в Тольятти сборочную линию для производства нового российского автомобиля. Производство предполагалось начать в 1996 году (год президентских выборов), выпуск - 300 000 машин в год. По оптимистическим оценкам проект стоил 800 миллионов долларов, из которых 300 миллионов должно было прийти с рынка ценных бумаг. "АВВА", как утверждала реклама, оснастит Россию новым "народным автомобилем". Подобно другим "народным автомобилям", например "жучок"-"фольксваген", ставший символом немецкого экономического

143

страницы книги