«Крестный отец Кремля»

Когда проект "АВВА" рухнул, "Andava" решили сделать зарубежным казначейским центром материнской компании "АВВА" - завода "АвтоВАЗ". В течение следующего года "Andava" прокрутила около ста миллионов долларов валютной выручки "АвтоВАЗа". Смену стратегии "Andava" с характерной откровенностью объяснил Аллен Мэйр, еще раз подтвердив свою уверенность в том, что в России все решают личные связи - куда партнер, туда и ты.

"Мы начинаем вести такие дела, потому что есть благоприятные условия, есть партнеры, мы чувствуем, что с этими партнерами можно интересно поработать, - сказал он мне. - Мы создаем инструменты для совместной работы, хотя далеко не всегда имеем четкое представление о конечной цели".

Новое деловое партнерство "Andava" было непродолжительным. Летом 1995 года "АвтоВАЗ" заявил, что отказывается поставлять "ЛогоВАЗу" дотационные автомобили для реэкспорта. После шести лет автозавод наконец решил освободиться от железной хватки Березовского. В прошлом магнат обещал, что его финансовые компании - "Forus", "Andava", АФК, и "АВВА" - наведут порядок в финансах "АвтоВАЗа" и обеспечат крупные инвестиции с Запада. Но автозавод продолжал терять деньги и накапливать долги; его душили посредники, в первую очередь дилерские и финансовые компании, принадлежавшие Березовскому. Никакие финансовые уловки не могли возместить "АвтоВАЗу" ущерб, который он нес, продавая свои машины "ЛогоВАЗу" по цене значительно ниже себестоимости. Более того, "ЛогоВАЗ" покупал много машин не за деньги, а за различные векселя; к началу 1995 года "ЛогоВАЗ" задолжал автозаводу по крайней мере 40 миллионов долларов. Как только "АвтоВАЗ" заявил о своем намерении прервать контракт с "ЛогоВАЗом", Березовский встрепенулся: он добился согласия банка "Менатеп" Михаила Ходорковского выступить поручителем по его долгам "АвтоВАЗу". Но было поздно. Контракт, который принес Березовскому состояние, был расторгнут.

180

страницы книги