«Крестный отец Кремля»

Через несколько месяцев "Chevron" дал согласие на участие "Лукойла" в тенгизском проекте. Это было мудрое решение. Без сильного российского партнера иностранная компания в России была обречена на провал. Крупнейшая американская компания "Exxon" пыталась в одиночку осуществить гигантский тиман-печорский проект, но безуспешно - пока не сделала "Лукойл" своим партнером.

При том, что ему удалось перехитрить лучшие нефтяные компании в мире, своей компанией Алекперов управлял как старомодный турецкий паша. "Меня всегда поражало, до чего красивые у него переводчицы", - замечал Томас Хэмилтон.

На корпоративном самолете Алекперова, которым я летел в 1995 году, стюардессы были сама красота и скромность - олицетворение евразийской привлекательности. "Президентское качество для президентского самолета", прошептал глава пенсионного фонда "Лукойла", глядя на одну, особенно привлекательную девушку.

Алекперов также умел делать подарки. "Лукойл", например, дал деньги конструкторскому бюро Яковлева - на строительство первого в стране самолета представительского класса на основе стоместного Як-42. "Лукойл" не интересовало строительство самолетов, но самолеты представительского класса с роскошной обивкой на креслах, стоимостью 19 миллионов долларов каждый, были прекрасными подарками. Один самолет он подарил мэру Москвы Юрию Лужкову. Другой - президенту "Газпрома". В 1995 году, когда переговоры "Лукойла" по тенгизскому проекту перешли в решающую стадию, Алекперов подарил самолет президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.

Даром?

"Даром ничего не бывает, - усмехнулся Алекперов, - просто формы оплаты бывают разные".





200

страницы книги