«Крестный отец Кремля»

сам продавал сырье за границей с огромной маржой. В 1993 году, с началом ваучерной приватизации, Березовский приступил ко второму этапу приватизации собственности. Вместе с руководителем "АвтоВАЗа" Владимиром Каданниковым он задумал и привел в исполнение инвестиционный план "АВВА" и ряд других финансовых схем, позволивших ему приобрести контрольный пакет акций "АвтоВАЗа". На ОРТ он начал с того, что приватизировал прибыль с помощью монополии на рекламу на канале в 1994 году, а уже в 1995 году приватизировал канал, как таковой.

Хотя Березовский и воплотил в жизнь второй этап модели (приватизация собственности), скупив акции "АвтоВАЗа" и ОРТ, основное внимание он уделял приватизации прибыли. Он знал: важнее контролировать денежные потоки компании, нежели владеть ее акциями. Действуя в сговоре с руководством предприятия, он создавал посредников, которые занимались финансовыми операциями, продажами и маркетингом на самых невыгодных для предприятия условиях. Взяв под контроль руководителей предприятия, Березовский проводил "виртуальную приватизацию", не тратя денег на приобретение акций. Наилучшим примером такого подхода служит захват власти в "Аэрофлоте".

"Аэрофлот" переживает промежуточный период между приватизацией прибыли и собственности, - заявил он в интервью газете "Коммерсант" в ноябре 1995 года. - Мы хотим участвовать в обоих процессах".

Это предприятие было одной из жемчужин российской экономики, ему принадлежала лучшая собственность бывшей советской авиатранспортной монополии, оно было фактически вне конкуренции на российском рынке международных авиаперевозок. Генеральный директор "Аэрофлота", ветеран отрасли Владимир Тихонов, взялся за модернизацию авиакомпании и обновление парка самолетов, подписал лизинговые контракты с "Boeing", "McDonnell Douglas" и "Airbus" на новые машины. Он договорился с американским "Эксимбанком" о кредите в полтора миллиарда долларов на приобретение двигателей "Pratt & Whitney" для двадцати новых самолетов Ил-96М российского производства. Между тем цены на топливо стремительно падали.

175

страницы книги