«Крестный отец Кремля»

рейсы авиакомпании. Им не говорили, что основная часть валютной выручки поступает на счета двух неизвестных швейцарских компаний - "Andava" и "Forus". "Аэрофлот" также не сообщал своим акционерам, что одним из владельцев этих швейцарских компаний был не кто иной, как Николай Глушков, первый зам. директора "Аэрофлота" по финансам, имевший право подписывать финансовые контракты авиакомпании в одностороннем порядке.

Финансовые результаты деятельности "Аэрофлота" должны были бы насторожить инвесторов. Результаты, пусть в запутанном виде, показывали: под руководством менеджеров Березовского авиакомпания отнюдь не процветает. Несмотря на значительные валютные прибыли от производственной деятельности и крупные государственные дотации в виде платежей за транзитные перелеты, убытки "Аэрофлота" в 1996 году составили 82 миллиона долларов, а в 1997-м 93 миллиона. У "Аэрофлота" также возникла проблема с ликвидностью. В течение 1997 года его наличный капитал и эквиваленты наличности сократились на 165 миллионов долларов; возникла нехватка чистого оборотного капитала в 159 миллионов долларов; коэффициент задолженности вырос со 169 процентов до 207 процентов. Весной 1998 года "Аэрофлот" обратился к своему старому партнеру "Andre & Cie." с просьбой увеличить синдицированный кредит на 17 миллионов, чтобы покрыть нехватку наличной массы. Через несколько месяцев канадские власти задержали самолет "Аэрофлота", поскольку авиакомпания не заплатила 6 миллионов долларов канадскому гостиничному оператору.

Только в 1999 году "крыша" над Березовским и его людьми в "Аэрофлоте", наконец, рухнула. Генеральная прокуратура России устроила облавы в офисах "Аэрофлота", "NFQ" и "ФОК" и завела уголовное дело против Березовского и Глушкова. В Швейцарии Федеральная прокуратура начала свое собственное расследование и заморозила счета "Andava" и "Forus". Зять Ельцина Валерий Окулов тоже пошел в наступление на логовазовскую команду: Николай Глушков покинул

192

страницы книги