«Корни сталинского большевизма»

спасовцы, бегуны-странники и т.д. были классифицированы как сектантские.

Этот подход обусловил новый ракурс проблемы так называемого народного православия, отличного от синодального официоза. Ранее внецерковные элементы религиозного мировоззрения простых людей связывались, прежде всего, с беспоповским староверием, соприкасавшимся с языческими суевериями. Еще писатель М.Е. Салтыков-Щедрин замечал, что русский народ «верует в три вещи: в свой труд, в творчество природы и в то, что жизнь не есть озорство. Это и есть вера и в то же время дело, т.е. дело в форме, доступной народу. Если жизнь испытывает его, он «прибегает», просит заступничества и делает это в той форме, какая перешла к нему от предков».1 Суть народных верований известный русский литератор олицетворял с внецерковным православием: «надо взять в руки посох, перепоясать чресла и, подобно раскольникам-бегунам, идти вперед, вышнего града взыскуя».2 В своих размышлениях Ф.М. Достоевский постоянно оперировал понятием православие народа, которым необходимо просветиться образованным сословиям: только путем такого духовного слияния разрешится противоречие между ними и русским народом.3 Это создаст общее дело, которое «страшно поможет всему, все переродит вновь, новую идею даст».4 Причем, Достоевский подразумевал явно не сектантство, чьи мотивы в его творчестве практически не слышны, а старообрядчество, фигурировавшее во многих его крупных произведениях.5 С конца же XIX - начала XX столетия статус народной религии, как было показано выше, прочно закрепляется за сектантством. В результате, на российском конфессиональном ландшафте старообрядчество, как самостоятельное религиозное течение, окончательно растворялось в сектантстве. Вот к

1 Письмо М.Е. Салтыкова-Щедрина - А.М. Скабичевскому. 9 февраля 1885 года // Литературное наследство. Т. 67. - М., 1959. С. 514.

2 Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина // Собр. соч. В 10-ти томах. Т. 10. - М., 1988. С. 295-296.

3 Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Т. 27. - М., 1984. С. 24.

4 Там же.

5 Пыжиков А.В. Грани русского раскола. - М., 2013. С. 54-61.

40

страницы книги



Александр Пыжиков о своей книге



Корни сталинского большевизма Александр Пыжиков о книге «Корни сталинского большевизма» Александр Пыжиков и Захар Прилепин «Русский дух сталинизма»

книги Александра Пыжикова

Александр Пыжиков, Александр Данилов «Рождение сверхдержавы» Александр Пыжиков «Грани русского раскола» Александр Пыжиков «Питер - Москва. Схватка за Россию» Александр Пыжиков «Славянский разлом» Александр Пыжиков «Корни сталинского большевизма»