«Корни сталинского большевизма»

ГЛАВА 10.

«Символ веры» русского проекта







В предыдущей главе мы рассмотрели организационную сторону формирования «староверческой партии», вычленив ее из традиционного ракурса: космополиты-либералы и патриоты. Чтобы убедиться в правомерности такого подхода, необходимо продемонстрировать, в чем состояло идейное различие между выходцами из староверческой общности и членами «русской партии» с никонианскими корнями. Это различие, важность которого трудно переоценить, остается неосознанным даже в исследовательских кругах. Между тем, оно не только имеет научное значение, но и позволяет глубже разобраться в тех сложных внутриполитических процессах, которые привели в конечном итоге к краху СССР. А главное, понять, на каких путях возможен выход из кризиса, охватившего Россию в 1990-х годах.

Идейно-психологические различия староверческого и никонианского менталитета не были секретом для ряда мыслителей и писателей, чья деятельность пришлась на советскую эпоху. Более того, именно их размышления и побудили нас в свое время серьезно обратиться к данной теме. Речь идет прежде всего о маститом советском прозаике Леониде Леонове. Как совсем недавно - и справедливо - было замечено, «он понял больше остальных - и сумел, пусть полунамеками, это высказать; мы к его свидетельству подбираемся только сейчас».1 Многообразное творчество Леонова, по

1 Быков Д. Советская литература. Краткий курс. - М., 2013. С. 186.

349

страницы книги



Александр Пыжиков о своей книге



Корни сталинского большевизма Александр Пыжиков о книге «Корни сталинского большевизма» Александр Пыжиков и Захар Прилепин «Русский дух сталинизма»

книги Александра Пыжикова

Александр Пыжиков, Александр Данилов «Рождение сверхдержавы» Александр Пыжиков «Грани русского раскола» Александр Пыжиков «Питер - Москва. Схватка за Россию» Александр Пыжиков «Славянский разлом» Александр Пыжиков «Корни сталинского большевизма»