«Крестный отец Кремля»

СССР давал чиновникам-коммерсантам указание: требуется такой-то товар в таком-то количестве; дальше следовало определить, какая западная фирма предлагает наиболее выгодные условия в смысле цены, качества и сроков поставки. У Советского Союза, как у торгового партнера, была прекрасная репутация: советское торговое ведомство отличалось честностью и прямотой, не пыталось уклониться от уплаты по счетам. В конце 80-х, когда центральное правительство стало терять власть и бизнесом занялись полунезависимые коммерческие организации, рынок стал коррумпированным - сделки заключались среди своих.

"Я понял, что для успешной работы в России нужен российский компаньон, - говорит Мэйр. - Раньше так вопрос не стоял. Но с 1990 года иметь своего человека на рынке стало просто необходимо. Будущие события показали: бизнес привлекателен и интересен, когда к нему, если можно так выразиться, можно подойти изнутри".

Компаньоном, которого искал Мэйр, оказался Борис Березовский - он мог ввести "Andre" в "интересные" зоны российского рынка. "Впервые мы встретились в Лозанне, - вспоминает Мэйр. - Он попросил о встрече. Я сказал: если у вас есть предложение - я готов. В то время я очень хотел найти компаньона в России. Он рассказал о себе, о том, чем занимается ЛогоВАЗ. Подробностей разговора я не помню, но этот человек показался мне интересным и приятным в общении. Они (Березовский и Глушков) предложили: "Давайте будем работать вместе". Мы просто ответили: "Почему же нет?"

Одним из сотрудников "Andre", участвовавшим в переговорах с Березовским на раннем этапе, оказался Кристиан Маре, который позже возглавил московское отделение швейцарской фирмы по торговле зерном. Березовский Маре понравился. "Он выгодно отличался от типичного российского бизнесмена - в нем было много западного, - вспоминает Маре. - Идеи так и сыпались из него, но их еще нужно было реализовать, воплотить в жизнь. Глушков же был ближе к земле".

Российская "золотая лихорадка" манила коммерсантов из "Andre & Cie.". "Нас интересовала покупка автомобилей, - говорит Мэйр. - Мы знали, что реэкспорт машин с "АвтоВАЗа" уже имел место. Нам казалось, что подключиться к этой сфере интересно - ничем подобным раньше мы не занимались".

71

страницы книги